Современное поколение детей, на данный момент, живет и развивается в эпоху информатизации. Каждый родитель желает воспитать своего ребенка, так, что бы он вырос успешным и состоялся как личность. Именно поэтому, основной упор при воспитании детей дошкольного возраста, родители стараются делать на развитие такие качества, как коммуникабельность, любознательность, самостоятельность, умение ориентироваться в окружающей обстановке и решать и преодолевать возникающие трудности и проблемы.
Каждый ребенок, по своей природе – это маленький исследователь. Изо дня в день, каждый родитель слышит из уст своих детей сотни подобных вопросов: «Почему небо голубое?», «Почему у одних деревьев листья, а у других иголки», «Умеют ли животные разговаривать». Ответ на каждый из данных вопросов – погружение дошкольника в мир живой и неживой природы, раскрыть её красоту, научить беречь и любить этот мир. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка, в том числе и на познавательную сферу.
Современные дети растут более самостоятельными, раскрепощенными, исходя из этого, меняются методы работы с ними. На смену вербальным формам обучения приходит экспериментирование, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность понюхать, потрогать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, конечно если только это неопасно. Не маловажным является тот факт, что цикл данной познавательной деятельности, помимо активного исследования ребенком природы, должен сопровождаться общением взрослого и дошкольника, помогая тем самым ребенку понять увиденное, а также развить наблюдательность и стойкий интерес к природе.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями
окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.
Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Каждый педагогический коллектив дошкольного образовательного, и любого другого, учреждения способствует полноценному развитию личности ребенка в целом. Непосредственно отдельно взятый воспитатель дошкольного образовательного учреждения использует индивидуальные методы работы с детьми для развития их всех сфер деятельности. С учетом возраста детей, в процессе развития именно познавательного интереса дошкольника, мною используются разнообразные приемы: обследование предмета, вопросы, сравнения, загадки, трудовые и игровые действия. Так например, что бы вызвать эмоциональное отношение и интерес к наблюдению, лучше всего использовать загадки, стихи, пословицы или поговорки, но только следует ответить то, что обращение к художественному слову должно быть понятным и доступным для дошкольника, а так же быть не слишком навязчивым. По моему мнению, данный выбранный метод работы, позволяет каждому ребенку проявить себя, задать интересующие вопросы и найти самостоятельно на них ответы, развить логическое мышление. Наблюдение и сравнение растений или животных способствует развитию памяти и внимания дошкольника. Посредством трудовых и игровых действий, которые используются в деятельности дошкольника, возможно развить у ребенка воображение, мышление и психику в целом. Важно обратить внимание на то, что в процессе занятия дошкольниками данными видами деятельности происходит осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных, сознательных действий, объединенных единством мотива.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать о том, что окружающая ребенка природа является источником развития как ума, так и нравственных чувств. При правильной организации познавательной деятельности дошкольника посредством ознакомления с природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо; учатся чувствовать красивое и некрасивое, переживать всем сердцем доброе и злое. Живая и неживая природа является первым эстетическим воспитателем ребенка.
Таким образом, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, является одной из многих программ, где основное внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как, патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, и использует исследование окружающей природы, как метод развития познавательной деятельности дошкольника.
Список используемой литературы
1. Веракса Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
3. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы.// Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С.22-25.
4. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.