Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Дополнительное образование


1. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с их природными задатками, склонностями, интересами.

Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в системе дополнительного образования, это то время, которое педагог проводит с учащимися, организуя воспитательную, учебную, досуговую и другие виды деятельности.

Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу обучающихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.

В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации обучающихся.

1.1 модель учебного занятия

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:

- организационного;

- проверочного;

- подготовительного;

- основного;

- контрольного;

- итогового;

- рефлексивного;

- информационного.

Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

За основу учебного занятия можно взять МОДЕЛЬ, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (Таблица 1):

Таблица 1. Модель учебного занятия М.В.Ушаковой

№ п/п

Этап учебного
занятия

Задачи этапа

Содержание
деятельности

Результат

Подготовительный блок

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной блок

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый блок

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

1.2 классификация учебных занятий

Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Цель – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия (Таблица 2):

Таблица 2. Тип и структура учебного занятия

Тип учебного
занятия

Дидактическая цель

Структура

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся

Оргмомент
Мотивация
Актуализация знаний и способов действий
Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях
Самостоятельное применение знаний
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Рефлексия

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент
Целеполагание. Мотивация
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности
Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях
Самоконтроль и контроль
Коррекция
Рефлексия

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент
Целеполагание. Мотивация
Анализ содержания учебного материала
Выделение главного в учебном материале
Обобщение и систематизация
Рефлексия
Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся (контрольное занятие
2. Организовать деятельность обучающихся по коррекции своих знаний и способов деятельности)

Мотивация
Самостоятельное выполнение заданий
Самоконтроль
Контроль
Анализ
Оценка
Коррекция
Рефлексия

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и обучающихся.

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств обучающегося.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Главный для каждого педагога вопрос «Как учить?» выводит нас на одну из важнейших категорий в педагогике – категорию методов обучения.

1.3 методы обучения

Методы обучения – это система практических способов взаимодействия педагога и обучаемых, содействующих передаче, усвоению и использованию содержания образования как общественного опыта и направленных на достижение педагогических целей.

Методы являются одним из важнейших компонентов педагогического процесса. Без соответствующих методов деятельности педагога не возможно реализовать педагогические цели, содержание воспитания и обучения, достичь усвоения обучающимися определенного общественного опыта.

Одной из самых распространенных их группировок является классификация по источникам познания:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж.

2. Наглядные методы: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование технических средств обучения.

3. Практические методы: упражнение, тренировка, лабораторная работа, поручение.

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили классификацию педагогических методов, основанную на степени самостоятельности мышления обучающихся, т.е. на продуктивности их деятельности:

1. Объяснительно-иллюстративные методы (педагог сообщает обучающимся «готовую» информацию): рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.

2. Репродуктивные методы (педагог «выдает» задание, а обучающиеся выполняют его по образцу или правилу): упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.

3. Проблемные методы (педагог ставит проблему и решает ее, показывая пути ее решения): беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.

4. Частично-поисковые методы (обучающиеся частично сами решают поставленную проблему): диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.

5. Исследовательские методы (обучающиеся сами решают поставленную проблему): исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.

1.4 методы создания благоприятного Психологического климата на занятии

1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.

Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: «Я иду: по воде, по горячему песку», «Спешу на занятия», «Возвращаюсь из школы», невербальное приветствие, «Коробка переживаний» и др.

Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком; успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и др.

2. Арттерапия – воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема.

Примерные темы: «Какой я», «Каким бы я хотел быть», «Я среди друзей», «Я в данном коллективе», «Каким я кажусь окружающим», «Мое настроение в коллективе». Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами коллектива.

Может быть другой вариант рисования – вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования.

По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.

3. Натуротерапия – воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива.

4. Логотерапия – разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как:

- «Интервью» – у каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в любой степени откровенности, можно в маске – будто не про себя;

- «Знакомство-представление» – познакомьтесь со своим партнером по игре и представьте его всем. При этом необходимо обращать внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих;

- «Если бы я был...»" – игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом, ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.

5. Игротерапия – игра образами. Способствует укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей; развивает творческие возможности и саморегуляцию. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.

Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.

Cм. продолжение программы