Онлайн урок – как форма организации учебной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Конструктор образовательных ресурсов, CORE, диалоговый тренажер


Любой онлайн урок – это вариант интернет конференции, когда обучение проводится в режиме реального времени через интернет с помощью демонстрации экрана учителя. Происходит и изменение роли педагога, который становится консультантом, направляя учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, выбор путей реализации, оценку своей деятельности. Онлайн урок позволяет не только применять многочисленные возможности мультимедийного контента, но и преодолеть границы и ограниченные физические возможности инклюзивных учеников. К тому же при проведении онлайн-урока, используя разнообразие форм подачи материала, есть возможность индивидуально для каждого ученика донести учебный материал в наиболее доступной для него форме с меньшими временными затратами. Онлайн урок – этот урок, проводимый в режиме онлайн трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов.

Конструктор образовательных ресурсов CORE

Создание информационного онлайн курса (урока)

С помощью шаблона можно создать подраздел онлайн курса или урока. Данный материал отлично подойдет в качестве информационного этапа. Структура построена по принципу получения знаний и мгновенная проверка с получением быстрой обратной связи от системы. Благодаря наличию обратной связи есть возможность увеличить информационную глубину курса (урока), добавив ссылки на дополнительные материалы в местах ошибок учащихся.

1-й раздел: повторение изученного материала. Еще до основного материала необходимо актуализировать знания по прошлой теме. Можно добавить комментарии к неправильным ответам, при этом комментарии должны объяснять причину вероятной ошибки. Так же можно добавить дополнительные материалы по данной теме в виде ссылок. Это будет элективным материалом для тех, кто захочет разобраться в теме лучше.

Вначале каждого информационного необходимо обозначить тему и примерное содержание курса (урока). Это формирует ожидание у обучающегося, чем самым помогает морально подготовиться. Далее можно добавить свое видео, которое наглядно и сжато передает основную информацию по теме и облегчает восприятие материала.

После получения логически законченного блока информации необходимо провести закрепление. Во-первых, это является обращением к памяти, во-вторых, закрепление позволяет учащемуся выявить пробелы, чтобы в дальнейшем отработать их. Задания для закрепления модуля можно провести в виде теста, опроса, открытого вопроса, интерактивного упражнения, которое создается на сайте learningapps.org.

Для контроля-закрепления по всему, что учащийся узнал можно использовать задания разных типов: тесты, вопросы с автопроверкой, классификация, заполни пробелы. диалоговый тренажер.

Диалоговый тренажер – это игровой симулятор с ветвящимся сюжетом. От того, как ответит участник, зависит его дальнейший путь в игре.

Он дает возможность смоделировать ситуацию и погрузить в нее участника в качестве главного героя. Проходящему предстоит выбирать, как поступать в той или иной ситуации.

С помощью тренажера можно создать текст, где в случае ошибки участнику добавляются дополнительные вопросы или информационное окно.

Тренажер идеально подойдет для тех, кто хочет погрузить своих учеников в определенную ситуацию и проверить, насколько хорошо ученик выйдет из нее.

Далее необходимо провести рефлексию. Важно, чтобы учащийся для себя и преподавателя зафиксировал сложные моменты.

Создание модели «Перевернутый класс»

Перевернутый класс – это модель «смешанной формы обучения», при которой обучение частично происходит оффлайн (очная встреча преподавателя с учащимися) и онлайн. Данная модель может быть применима перед уроком, учащимся оправляется обучающий материал на тему урока для самостоятельного изучения, чтобы на самом уроке обсудить возникшие вопросы и проблемные темы. Основой такого материала должно быть видео. Сразу после каждого информационного блока необходимо добавлять тестовые для самодиагностики, которые помогут оценить собственный уровень понимания материала.

В мониторинге прохождения урока предоставлены следующие возможности:

• увидеть всех учащихся, проходящих или уже прошедших урок

• фактический балл этих учащихся из максимального;

• на какой странице, на данный момент находится каждый учащийся.

• при нажатии на фамилию/имя учащегося появляется информация по всем ответам на вопросы на всех страницах или на каждой отдельной странице;

• включить режим просмотра статистики. В данном режиме появляется таблица с результатами выполнения заданий по всем учащимся единовременно.

С помощью данного конструктора можно создавать уроки, курсы, контрольные работы, олимпиады, онлайн школы и др.

Практическая часть

Я рассмотрела и апробировала различные электронные ресурсы.

Главное качество ЦОР заключается в интерактивном характере. Они предусматривают активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

Однако многообразие в интернете готовых электронных ресурсов не всегда позволяет выстроить учебный процесс для своих учеников по разным причинам (несоответствие УМК и др.). Недостаточным для активного распространения обучения является предложение интерактивных образовательных ресурсов, прежде всего, тренажеров – комплексов интерактивных заданий с обратной связью и аналитикой. Существующие задания чаще всего являются тестами с выбором ответа или задачами с одним ответом. Они лишены адаптивности, яркости, увлекательности. Такие ресурсы я применяю на этапе проверки знаний. Это ЯКласс, uztest.ru, опросы, тесты, созданные мною в Google Forms.

В связи с этим появляется необходимость разработки авторских дистанционных курсов, уроков. Я разработала и апробировала элективный курс «Функции и графики».

А так же, я проводила онлайн уроки в форме видеоконференции, через платформу zoom, и созданные с помощью конструктора образовательных ресурсов CORE, например:

- видеоурок по теме «Решение задач на смеси, сплавы». 9 класс
https://drive.google.com/open?id=1m1rNHUQQ6Ejnqqc62cFPTXa0d7oAmyaf

- видеоурок по теме «Средняя линия трапеции». 8 класс
https://drive.google.com/open?id=1A5uapfNTe7-WG_3RDSa48VL0KuoN-TdP

- онлайн урок в 9-м классе по теме «Область определения»
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5ec42778cb541354b64c86b2

онлайн урок в 9-м классе по теме «Сбор и группировка статистических данных»
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5ec169d9cb5413392907f2b2

Вывод

Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.

Я считаю, что использование ЭОР позволяет:

• заинтересовать детей, путём яркого, наглядного представления материала;

• привлечь учащихся к созданию собственных ЭОР при выполнении проектов;

• осуществлять объективный контроль за уровнем успеваемости.

Все эти составляющие, по моему мнению, должны заинтересовать обучающихся в изучении предмета и, как следствие, к повысить уровень успеваемости.

Наиболее оптимальные для организации учебного процесса, на мой взгляд, и с учетом мнения учащихся – видеоконференции, онлайн курсы и уроки в конструкторе CORE.

Литература

  1. Асмолов А.Г. «Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие», Москва.
  2. Богданова Е.Н. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. // Информио, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. – URL:http://www.informio.ru/publications/id4693/Primenenie-yelektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-obrazovatelnom-processe.
  3. Гумерова И.Н. «Экспресс анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме», 2020; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Москва.
  4. Струкова Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.//Инормио, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. – URL:http://www.informio.ru/publications/id1210/Ispolzovanie-yelektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-obrazovatelnom-processe