Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.
Задачи:
образовательные:
- добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»,
- осознания различия имён собственных и нарицательных,
- умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»,
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала,
- обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность,
- способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости,
- обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу,
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»,
- уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
- уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
- личностные:положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
- компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Ход урока
I. Психологический настрой учащихся
- А начнём наш урок русского языка со слов-посвящения языку, на котором мы общаемся.
Слайд 1
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник.
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык.
Проверка домашнего задания.
Прочитайте сообщения о своем домашнем питомце.
- Какое правило мы должны помнить, выполняя задание?
II. Актуализация знаний
Учитель: - С давних времен существует страна под названием “Части речи”. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. У нас на уроке представители самых больших групп.Мы приглашаем всех поучаствовать в повторении изученного о частях речи.
Выходят 3 детей, надеваем им шляпы так, чтобы им цвет шляп был не виден. (По уговору - красная шляпа - существительное, жёлтая- глагол, зелёная -имя прилагательное) Ученики говорят правило о существительном, прилагательном и глаголе, а тот, кто в шляпе отгадывает, какой частью речи он является.
Учитель: - В русском языке есть выражение "Дело в шляпе". Что это может обозначать? (выслушиваются ответы детей и учитель дополняет их высказывания). Выберите прямое и переносное значение этого выражения из предложенных:
- надеть модный головной убор;
- успешное завершение дела;
- спрятать что-либо в головном уборе;
- цирковой номер фокусника.
После этого из корзинки эти трое вытягивают слова своей части речи и составляют из них предложения.
- Дети говорят об особенностях предложений, состоящих только из главных членов предложения.
Учитель: - С какой частью речи мы успели познакомиться на уроках русского языка? (именем существительным). И сегодня мы продолжим знакомство, путешествуя по стране "Части речи".
- Но сначала вам нужно оценить свои знания по данной теме. Заполните лист самооценки (знаю + , не знаю - ). Слайд 3
Приложение 1.
В начале |
Знания, умения, навыки |
В конце |
|
Я знаю, что обозначает имя существительное. |
|
|
Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное. |
|
|
Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
|
|
Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные. |
|
1) Словарно-орфографическая работа
- Запишите слова в тетради и ученики на доске комментируют запись словарных слов.
- Как можно назвать одним словом записанные слова? (существительные)
- На какие группы можно их разделить и по какому принципу? (одушевлённые и неодущевлённые)
- Какое слово лишнее и почему? (Москва) Слайды 4- 9
- А сейчас вспомним, что нам известно об имени существительном.(выслушиваются ответы учеников)
- Сделаем вывод: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Какие группы существительных различают?
(Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных.)
(Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы.)
Ученица читает стихотворение об имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.
III. Постановка учебной задачи
- Ребята, когда вы заполняли «лист самооценки», кто поставил + в последней строчке?
Именно об этом и поговорим на уроке. Слайд 10
- Этот материал мы начали изучать. Итак, кто назовёт тему нашего урока (читаем хором) «Собственные и нарицательные имена существительные». Слайд 11
- Чему мы научимся на уроке?
Слайд 12
Научимся различать имена существительные собственные и нарицательные,
Писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Сценка о заглавной букве.
Физкультминутка
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
IV. Усвоение новых знаний
Самостоятельная работа на листочках. Приложение 1.
- Вставьте пропущенные слова.
Имена, отчества, фамилии людей – это ________ имена _________.
Имена собственные пишутся с _____________ буквы.
Все остальные имена существительные – это____________ имена ___________.
Нарицательные имена существительные пишутся со __________ буквы.
4 ученика читают свои ответы.
Станция «Наблюдай-ка»
Слайд 13
- Сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.
Выполняется Задание 1 на рабочих листах.
Подготавливается видео из урока в эл. дневнике.
Такие существительные мы тоже будем называть собственными.
А мы прибываем на следующую станцию – “Почитай-ка”
Слайд 19
Выполняется Задание 2 на рабочих листах. Приложение 2.
- Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.
- Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
- С какой буквы они пишутся?
- Такие существительные называются нарицательными. Слайд 17-18
Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных.
Работа в Группах на рабочем листе задание 2. Приложение 1.
- А теперь поработаем в группе. Прочитайте предложения. Обсудите правильность написания слов в предложении. Сделайте выводы. Запишите 3 любых предложения в тетрадь.
- Проверим правильность ваших выводов. (Фронтальная проверка).
3) А теперь мы отправляемся на следующую станцию “Поиграй-ка”.
Слайд 22-26
- Предложите варианты правильного написания предложений. Запишите их в тетрадь.
-Какое правило о написании собственных существительных мы должны помнить?
- Проверка выполнения.
VI. Подведение итогов урока
Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги урока.
Слайд 29
- Что нового мы узнали на уроке об имени существительном?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные называются нарицательными?
- Заполните лист самооценки на конец урока. Слайд 30
- Какие задачи поставите на последующие уроки?
VIII. Рефлексия. Просигналить кружочком
- Тема не понятна, задания сложные – красный кружок.
- Тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий – жёлтый кружок.
- Тема понятна, задания выполнял с лёгкостью – зелёный кружок.
IX. Домашнее задание. Карточка
Выбери нужную букву из скобок. Запиши предложения в тетрадь.
- У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши.
- Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.
- Денис (С,с)кворцов смотрел на (С.с)кворцов.
- Тёма (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.
Раздел "Это интересно"
В своём письме мальчик написал:
За моим Окном стоит золотая Осень. Я люблю это Время Года. В Октябре во Франкфурте бывает книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу на русском Языке.
Учитель: - Что вы заметили в этих предложениях? (некоторые слова написаны с заглавной буквы).
- Как думаете, почему именно эти слова написаны с заглавной буквы? (это имена существительные).
- Такие правила орфографии в немецком языке, который вы будете изучать в старших классах.
Спасибо за работу на уроке.