Конспект урока русского языка во 2-м классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: Технология проблемно-диалогового обучения, Собственные и нарицательные имена существительные


Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

образовательные:

  • добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»,
  • осознания различия имён собственных и нарицательных,
  • умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»,
  • закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие:

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала,
  • обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность,
  • способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости,
  • обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу,

Планируемые предметные результаты:

  • понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»,
  • уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
  • уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные:положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

  • компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока

I. Психологический настрой учащихся

- А начнём наш урок русского языка со слов-посвящения языку, на котором мы общаемся.

Презентация

Слайд 1

Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник.
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык.

Проверка домашнего задания.

Прочитайте сообщения о своем домашнем питомце.

- Какое правило мы должны помнить, выполняя задание?

II. Актуализация знаний

Учитель: - С давних времен существует страна под названием “Части речи”. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. У нас на уроке представители самых больших групп.Мы приглашаем всех поучаствовать в повторении изученного о частях речи.

Выходят 3 детей, надеваем им шляпы так, чтобы им цвет шляп был не виден. (По уговору - красная шляпа - существительное, жёлтая- глагол, зелёная -имя прилагательное) Ученики говорят правило о существительном, прилагательном и глаголе, а тот, кто в шляпе отгадывает, какой частью речи он является.

Учитель: - В русском языке есть выражение "Дело в шляпе". Что это может обозначать? (выслушиваются ответы детей и учитель дополняет их высказывания). Выберите прямое и переносное значение этого выражения из предложенных:

- надеть модный головной убор;

- успешное завершение дела;

- спрятать что-либо в головном уборе;

- цирковой номер фокусника.

После этого из корзинки эти трое вытягивают слова своей части речи и составляют из них предложения.

- Дети говорят об особенностях предложений, состоящих только из главных членов предложения.

Учитель: - С какой частью речи мы успели познакомиться на уроках русского языка? (именем существительным). И сегодня мы продолжим знакомство, путешествуя по стране "Части речи".

- Но сначала вам нужно оценить свои знания по данной теме. Заполните лист самооценки (знаю + , не знаю - ). Слайд 3

Приложение 1.

В начале
урока

Знания, умения, навыки

В конце
урока

Я знаю, что обозначает имя существительное.

Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное.

Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные.

1) Словарно-орфографическая работа

- Запишите слова в тетради и ученики на доске комментируют запись словарных слов.

- Как можно назвать одним словом записанные слова? (существительные)

- На какие группы можно их разделить и по какому принципу? (одушевлённые и неодущевлённые)

- Какое слово лишнее и почему? (Москва) Слайды 4- 9

- А сейчас вспомним, что нам известно об имени существительном.(выслушиваются ответы учеников)

- Сделаем вывод: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Какие группы существительных различают?

(Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных.)

(Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы.)

Ученица читает стихотворение об имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.

III. Постановка учебной задачи

- Ребята, когда вы заполняли «лист самооценки», кто поставил + в последней строчке?

Именно об этом и поговорим на уроке. Слайд 10

- Этот материал мы начали изучать. Итак, кто назовёт тему нашего урока (читаем хором) «Собственные и нарицательные имена существительные». Слайд 11

- Чему мы научимся на уроке?

Слайд 12

Научимся различать имена существительные собственные и нарицательные,

Писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Сценка о заглавной букве.

Физкультминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

IV. Усвоение новых знаний

Самостоятельная работа на листочках. Приложение 1.

- Вставьте пропущенные слова.

Имена, отчества, фамилии людей – это ________ имена _________.

Имена собственные пишутся с _____________ буквы.

Все остальные имена существительные – это____________ имена ___________.

Нарицательные имена существительные пишутся со __________ буквы.

4 ученика читают свои ответы.

Станция «Наблюдай-ка»

Слайд 13

- Сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

Выполняется Задание 1 на рабочих листах.

Подготавливается видео из урока в эл. дневнике.

Такие существительные мы тоже будем называть собственными.

А мы прибываем на следующую станцию – “Почитай-ка”

Слайд 19

Выполняется Задание 2 на рабочих листах. Приложение 2.

- Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.

- Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.

- С какой буквы они пишутся?

- Такие существительные называются нарицательными. Слайд 17-18

Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных.

Работа в Группах на рабочем листе задание 2. Приложение 1.

- А теперь поработаем в группе. Прочитайте предложения. Обсудите правильность написания слов в предложении. Сделайте выводы. Запишите 3 любых предложения в тетрадь.

- Проверим правильность ваших выводов. (Фронтальная проверка).

3) А теперь мы отправляемся на следующую станцию “Поиграй-ка”.

Слайд 22-26

- Предложите варианты правильного написания предложений. Запишите их в тетрадь.

-Какое правило о написании собственных существительных мы должны помнить?

- Проверка выполнения.

VI. Подведение итогов урока

Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги урока.

Слайд 29

- Что нового мы узнали на уроке об имени существительном?

- Какие существительные называются собственными?

- С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные называются нарицательными?

- Заполните лист самооценки на конец урока. Слайд 30

- Какие задачи поставите на последующие уроки?

VIII. Рефлексия. Просигналить кружочком

  • Тема не понятна, задания сложные – красный кружок.
  • Тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий – жёлтый кружок.
  • Тема понятна, задания выполнял с лёгкостью – зелёный кружок.

IX. Домашнее задание. Карточка

Выбери нужную букву из скобок. Запиши предложения в тетрадь.

  • У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши.
  • Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.
  • Денис (С,с)кворцов смотрел на (С.с)кворцов.
  • Тёма (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.

Раздел "Это интересно"

В своём письме мальчик написал:

За моим Окном стоит золотая Осень. Я люблю это Время Года. В Октябре во Франкфурте бывает книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу на русском Языке.

Учитель: - Что вы заметили в этих предложениях? (некоторые слова написаны с заглавной буквы).

- Как думаете, почему именно эти слова написаны с заглавной буквы? (это имена существительные).

- Такие правила орфографии в немецком языке, который вы будете изучать в старших классах.

Спасибо за работу на уроке.