Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
- Предметные: ученик выведет понятие «терморегуляция»; познакомится с механизмами данного процесса; узнает, почему необходимо закаливание и какие виды закаливания бывают.
- Метапредметные: способность прогнозировать свое поведение в индивидуальной и групповой работе; способность формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их; делать выводы в процессе работы и по окончании, корректировать план работы, способность к самооценке; выделять ключевую мысль из прочитанного текста.
- Личностные: осознавать работу каждого звена в группе; взаимопомощь, сотрудничество; отстаивать свое мнение.
Цели урока:
- Определить значение процесса «Терморегуляция»;
- Выяснить зависимость между кожей терморегуляцией и закаливанием.
Задачи урока:
- Узнать условия сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами;
- Сформировать представление о необходимости закаливания организма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме «Теплорегуляция организма. Закаливание».
Ход урока
I. Организационный момент
Столы в кабинете поделены на 5 групп.
Учащиеся заходят в кабинет и садятся за столы в хаотичном порядке. На столах лежит раздаточный материал в середине. Перед каждым ребенком лежит карточка с набором слов, по ранее изученным темам. Например: кровь, вены, артерии, капилляры, сердце. Количество вариантов карточек, соответственно, и тем, зашифрованных на карточках – 5, равное количеству групп.
Варианты деления на группы:
- 1 группа (науки биологии): анатомия, гистология, цитология, физиология;
- 2 группа (опорно-двигательная система): кости, суставы, хрящи, позвоночник;
- 3 группа (кровеносная система): сердце, аорта, вены, капилляры;
- 4 группа (дыхательная система): трахея, носоглотка, легкие, бронхи;
- 5 группа (пищеварительная система): амилаза, соляная кислота, желудок, пищевод.
Расшифровав загаданное слово, учащиеся объединяются по этим темам в группы и садятся за стол.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас ждет очень увлекательный и познавательный урок. Но для начала, я предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из биологии, в частности из анатомии. Перед вами лежат карточки с набором слов. Обратите внимание, что карточка у каждого своя. Вам необходимо найти связующее звено своих слов, после, я дам вам минуту, на поиск своих одноклассников с одинаковыми звеньями. И по этим признакам вы объединяетесь в группы и занимаете один из столов. Минутку вам, чтобы определить, что же связывает слова из вашего списка.
Учащиеся думают, что является связующим звеном в их карточках.
Учитель: время закончилось. Теперь ребята вам еще одна минута, чтобы найти ребят с таким же результатом, как у вас и объединиться в группы. Вы можете встать с мест и передвигаться по классу, в поисках своих членов группы.
Ребята ищут свою группу.
Учитель: первая группа, какое слово вас объединило?
Ученик первой группы: науки.
Учитель: вторая группа?
Ученик второй группы: опорно-двигательная система.
Учитель: третья группа?
Ученик третьей группы: кровеносная система.
Учитель: четвертая?
Ученик четвертой группы: дыхательная система.
Учитель: и пятая группа?
Ученик пятой группы: пищеварительная система.
II. Мотивационно-целевой этап
Учитель: вы большие молодцы, быстро справились с поставленной задачей! Теперь плавно переходим к теме нашего урока. Внимательно послушайте историю, которую я вам сейчас расскажу.
История (проблема): В середине XVII века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» – олицетворение «золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.
Учитель: как вы считаете, как функция у организма нарушена? Почему погиб этот мальчик?
Звучат предположения ребят.
Учитель: теперь обратите внимание на слайды, вам представлены 4 темы. Как вы думаете, как из них, тема нашего сегодняшнего урока?
Темы на слайде:
- Ткани.
- Терморегуляция организма. Закаливание.
- Энергетические затраты организма и пищевой рацион.
- Уход за кожей.
Звучат предположения учеников.
Учитель: молодцы! Верно, тема нашего урока «Терморегуляция организма. Закаливание». Зная тему урока, вы без проблем сможете поставить цель. Зачем нам необходимо изучать данную тему?
Предположения учеников (на слайде высвечиваются цели урока, см в начале сценария).
Учитель: Как мы будем достигать поставленные цели? Какие у нас задачи?
Предположения учеников (на слайде высвечиваются задачи урока, см в начале сценария).
Учитель: вы большие молодцы! Пора приступать к работе!
III. Организационно-процессуальный этап
Учитель: как вы уже заметили, вы будете работать сегодня в группах. До начала работы, давайте познакомимся с правилами работы. Они лежат у вас на столах. Возьмите их в руки. Давайте внимательно их прочитаем.
Предложенные правила.
Правила работы в группе
1. Выберите лидера группы.
Так как состав группы неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
Обычно в группу входят люди, имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Для достижения согласия необходим компромисс. Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.
6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.
9. Работаем в тишине! Не мешаем своим товарищам!
Учитель: отлично! Сегодня у нас урок будет очень подвижный. Вы не будете постоянно сидеть на одном месте. Каждый стол – это станция. На каждой станции – свое задание. На выполнение каждого задания – 4 минуты (время прописать на доске). По истечении времени, я вам озвучиваю, что время подошло к концу, и вы переходите на следующую станцию по часовой стрелке. При работе вам буду помогать я, и вы можете использовать учебник. Вам все понятно? Приступаем.
Учитель постоянно передвигается по классу и помогает ребятам. Учебные задания будут представлены в приложении после работы. По окончании четырех минут, ребята передвигаются на следующий стол по часовой стрелке. И так 5 раз, пока не пройдут все столы. Как все задания будут выполнены, они остаются на последней станции.
Учитель: время работы вышло. Вы прошли все станции. Выполнили все задания. Давайте проверим результаты вашей работы. У вас на столах также лежат листы самооценки. Возьмите их, пожалуйста, в свои руки. Подпишите фамилию, имя и класс. Оцениваете каждое задание. Если оно будет выполнено полностью верно, ставите – 2 балла, частично – 1 балл, не справились – 0 баллов. В сумме за урок вы можете получить – 10 баллов. Исходя из этого будете выводить себе оценку. Приступаем к проверке! Прошу к доске представителя с первой станции.
Представитель первой станции озвучивает результаты работы своей группы на последней (первой) станции, остальные проверяют себя, вносят коррективы, выставляют баллы.
Учитель: отлично! Вторая станция, прошу.
Представитель второй станции озвучивает результаты работы своей группы на последней (второй) станции, остальные проверяют себя, вносят коррективы, выставляют баллы.
Учитель: третья станция.
Представитель третьей станции озвучивает результаты работы своей группы на последней (третьей) станции, остальные проверяют себя, вносят коррективы, выставляют баллы.
Учитель: четвертая станция.
Представитель четвертой станции озвучивает результаты работы своей группы на последней (четвертой) станции, остальные проверяют себя, вносят коррективы, выставляют баллы.
Учитель: пятая.
Представитель пятой станции озвучивает результаты работы своей группы на последней (пятой) станции, остальные проверяют себя, вносят коррективы, выставляют баллы.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: очень хорошо поработали! Молодцы! Время подвести итоги. Складываем баллы. Если вы набрали 9-10 баллов – это оценка «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3», если менее, то надо еще разбираться в теме, прошу подойти ко мне после урока. Сколько ребят сегодня отлично поработали и получили 5? 4? 3? Есть такие, кто не смог справится с поставленными заданиями?
Учитель: (высвечивает на слайд задачи урока) все ли задачи мы сегодня решили? Смогли ли достигнуть поставленной цели?
Звучат реплики учеников.
Учитель: Был ли сегодняшний урок вам полезен? Что вы узнали?
Ответы учеников.
Учитель: Все хорошо сегодня поработали! Для закрепления предлагаю вам выполнить домашнее задание. Обратите внимание на презентацию. Вы можете выбрать любое из предложенного на слайде.
Домашние задания:
- Устно рассмотреть вопросы в конце параграфа;
- Составить памятку по закаливанию организма;
- Составить кроссворд по изученной теме (10 вопросов).
Учитель: Спасибо вам за урок!