Глобальные изменения в мире в политической, экономической, социальной и культурной сферах ведут к большим переменам в системе образования. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Необходимость обращения к субъектному опыту учащихся указана также в Законе об образовании: Статья 2 и Статья 3.
Кроме того, в Федеральном государственном стандарте основного общего образования сказано: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы")».
Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит лингвистическому и культуроведческому образованию. Через сопоставление культур при изучении иностранного языка сформируются ценностные ориентации ученика, его отношение к родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности.
Формирование же навыков XXI века есть реакция на одну глобальную проблему: все меньше и меньше выпускников средней школы удовлетворяет требованиям высшей, и все меньше и меньше выпускников высшей школы удовлетворяет требованиям работодателей. Эта проблема актуальна как в России, так и за рубежом. Исследователи всего мира начали составлять списки навыков, формирование которых в школе позволит работникам быть конкурентоспособными в будущей социально- экономической и технологической реальности 21 века (Павел Лукша, директор GlobalEducationFutures на выставке EdCrunch в Москве, 2015 год).
Исследовав существующие списки навыков 21 века, я остановился на модели Высшей Школы Экономики, разработанной на основе международных докладов: Оценка и обучение навыков XXI века (ATS21С), Партнерство по обучению в XXI веке (P21), доклады Международного Экономического форума, OECD и ЮНЕСКО.
Таким образом, целью деятельности педагога является полноценное проявления и развитие навыков XXI века у субъектов образовательного процесса путем обращения к личностному опыту учащихся.
Исходя из поставленной цели, перед преподавателями ставятся следующие задачи: создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса; формирование нравственности и социальной активности людей; принятие учащимися культурного наследия своей страны, определение места человека и гражданина в сегодняшнем и завтрашнем мире.
Выявленные противоречия между необходимостью применения субъектного опыта в усвоении знаний и объяснением зачастую в школе научных понятий без обращения к личностному опыту учащегося позволили определить тематику работы.
Решить данную проблему возможно при осознанном применении личностно-ориентированного подхода. Изучив различные определения, я остановился на толковании Евгения Николаевича Степанова: «Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности».
Однако несомненного успеха можно добиться, реализуя следующую модель личностно-ориентированного подхода:
- Создание благоприятной среды: треугольник «Ученик + Родитель + Учитель», соблюдение принципов диалогичности, деятельностно-творческого характера, поддержки индивидуального развития ребёнка и свободы выбора.
- Выбор формы работы (учитель предлагает учащимся варианты в зависимости от предмета, темы, целей).
- Погружение в ситуацию необходимости применения личного опыта личности. К примеру, заданием может быть создание учащимися сайта/группы в контакте/блога в инстаграме на определенную лингвистическую, страноведческую или литературоведческую тему. Или же создание «путеводителя по вводным словам, проекта-экскурсии по достопримечательностям англоговорящих стран или же творчески оформленный SWOT-анализ употребления учащимися определенных лексико-грамматических структур.
- Рефлексия (анализ ситуации, самоанализ): конечно же, для развития третьей группы навыков 21 века, связанных со взаимодействием с собой, необходимо тренировать умение рефлексировать на двух уровнях: предметном («Как я делал?», «Что я делал?») и личностном («Что я почувствовал?», «Как я себя ощущал?»).
Безусловно, личностно-ориентированный подход не ограничивается только урочной деятельностью.
Не менее важными являются студии, где дети могут проявить свою индивидуальность: театральная, интеллектуальная. Также для полноценного проявления и развития личности учащегося необходимы сюжетные игры и квесты, позволяющие не только погрузиться в определенную атмосферу, но и раскрыть способности каждого ребёнка.
Личностно-ориентированнный подход – необходимая реалия XXI века, условие эффективности обучения и максимального раскрытия потенциала молодёжи.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Изд-во МГУ – М.: 2006.
- Смолеусова Т. В. Поддержка интереса к знаниям - как сформировать мотивацию учения? // Народное образование, 2014. - № 8. - С. 162-167.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр "Сфера", 2002.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега-Л», 2013.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. Институт новых образовательных систем – М.: 2004.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996.