Я считаю, что ориентировка в пространстве у детей должна стать одной из ведущих задач в дошкольном образовании. Ориентировка в пространстве развивает ребенка всесторонне, интегрирует со всеми образовательными областями. В исследованиях разных ученых по психолого-педагогике подчеркивается, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умение ориентироваться в открытом пространстве и вокруг себя, и во времени, научить их строить схематические изображения ближайшего окружения, а также самостоятельно обозначать условными знаками объекты природы. Они утверждают, что овладение пространственными представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, совершенствует сенсорные, интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение, удаленности, пространственных отношений между предметами). Обязательно при этом участие внимания, памяти и мышления.
Под «ориентировкой в пространстве» подразумевают:
- определение «точки стояния», т.е. местонахождение человека по отношению к окружающим его объектам;
- определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующего в пространстве;
- определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними.
С раннего возраста ребенок пытается познавать пространственные отношения, а когда ребенок взрослеет, круг его движений возрастает, обогащается жизненный опыт и более точными становятся его представления о расположении предметов в пространстве, о собственных движениях.
Чтобы овладеть пространственной ориентировкой ребенок должен уметь:
- Различать основные пространственные направления (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) и промежуточные (впереди справа, впереди слева, сзади справа); узнавать их, называть, уметь самостоятельно определять, ориентируясь в пространстве «от себя», «от другого человека» и «от любых объектов».
- Определять свое местонахождение среди окружающих предметов и относительно другого человека;
- Определять размещенность предметов в пространстве, фиксировать их местонахождение впереди или сзади, справа, слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов».
- Определять пространственные отношения между предметами по признаку их расположения, по линиям основных и промежуточных направлений (например, справа от дома - гараж, за домом видна дорога);
- Пространственно ориентировать свои движения (при ходьбе, беге), давать словесную характеристику предметно-пространственного окружения в соответствии с направлениями пространства, выполнять различные поручения и задания;
- Ориентироваться на плоскости (поверхность стола, страница книги, тетрадь в клетку, в линейку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина)
По результатам диагностики на начала года, у некоторых детей были выявлены проблемы с ориентировкой в пространстве. У каждого свои, у некоторых детей не хватает пространственных терминов и предлогов, кто-то путает руки. Для того, чтобы сформировать, а кому-то подтянуть навыки ориентировки в пространстве, я решила использовать методы игровой деятельности.
1. Игра «Навигатор»
Правила и ход игры: Один ребенок берет «руль» и говорит «навигатору», желаемый пункт назначения, другой ребенок - «навигатор» помогает «водителю» добраться до места указывая направление и количество шагов.
2. «Найди клад»
Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Сначала вместе с ребенком нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?" Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь - самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, ребенок выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете "клад" где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче - план участка.
3.«Рисуем дорожку к участку»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Материалы: листы бумаги с изображением плана территории Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада). Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания: - придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой) - положите треугольник посередине листа - проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника. - положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы) Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга. - уточните дальнейшее направление движения до участка - проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку. Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.
4. «Твистер»
Ведущий крутит игровую рулетку, называя цвет и часть тела, на которые указала стрелка. К примеру: «Правая нога, желтый». Все игроки одновременно пытаются выполнить его указания.
5. «Помоги себя найти»
Подробный описательный рассказ. Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение себя, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.
Игра: ребёнок прячется, а другой ходит и ищет. Спрятавшийся ребёнок сам проговаривает места поиска себя.
6. «Волшебный кубик»
Правила: Дети по очереди кидают куб, на каждой стороне которого изображена стрелка. Выигрывает тот, кто продвинется вперед дальше всех.
7. «Волшебное поле»
Детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и положи там треугольник. Найди верхний правый и положи там круг, найди нижний левый и положи там квадрат. Для своих ребят подготовительного возраста я усложняю задания, говоря с отрицанием: - «Не красная фигура, не имеющая углов, находится не в левом верхнем углу».
8. «Игра наверху – внизу»
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
9. «Контролер»
Ребенок – контролер раздает билеты двух - четырех цветов, говорит занимать пассажирам с красными билетами левую сторону, с зелеными правую, далее проходит и проверят правильность занятого места.
10. «Игра наоборот» с мячом
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.
Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)
11. «Динамические картинки»
Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.
Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.
Материал: Магнитная доска, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.
Ход игры. На магнитной доске выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.
Игровая ситуация:
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по моему заданию.
- Берёзка справа от ёлки; - Ворона над ёлкой; - Заяц слева от ёлки. - Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой. - Ёжик идёт от ёлки. - Грибок под ёлкой. - Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке. В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.12. «Котята разбежались»
Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.
Материал. Магнитная доска, фигурки шести котят разного цвета.
Ход игры. На доске размещены фигурки 3–4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.
13. Графические диктанты
Графические диктанты или рисование по клеточкам для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
14. Индивидуальные игры «Муха», «Пчелка», «Футбол»
Игра "Муха"
Инструкция для ребенка: В центре клетки сидит муха, которая пытается выбраться из нее. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить тебе, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижениями. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то "пойманную" муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно.
Игра "Футбол"
Цель игры - научить ребенка ориентироваться в пространстве листа, быть более внимательным и закрепит понятия "лево-право", "верх-низ". Правила игры очень простые. В левом нижнем углу находится мяч. После команды "старт" ребенку говорят, куда полетел мяч (например, вверх, вверх, вправо, вверх, влево). Ребенок должен внимательно следить за ним. Как только мяч окажется в воротах ребенка, он должен хлопать в ладоши. Если ребенок хлопает вовремя, значит, он поймал мяч и спас ворота от гола.
Игра "Пчелка"
На что направлена игра: на развитие внимания, ориентирование в пространстве листа, закрепление понятий "лево-право", "верх-низ"; также данная игра поможет сформировать у ребенка образ слова. Эта игра аналогична игре "Муха" и будет интересна ребенку, если он уже умеет читать или только учится, но уже знает буквы. Если ребенок делает все правильно, то, собирая буквы по предложенному вами маршруту, у него должно получиться в результате какое-то слово.
Анализируя проведенную работу, могу сказать, что динамика однозначно есть, у многих заметно повысился уровень ориентировки в пространстве, дети меньше путают руки, графический диктант стал получаться у всех детей. Дети с большим удовольствием играют в игры на пространственную ориентировку.
Использованная литература
- Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2006.
- Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. –Москва: Просвещение, 1964.
- Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI / Р. Говорова. – СПБ, 1994.
- Габова М. А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет: практическое пособие / М. А. Габова. –Москва: АРКТИ, 2010.
- Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.