Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Суффиксы прилагательных


Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемая технология: проблемное обучение, ИКТ.

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная работа, фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование:

  • учебник (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
  • раздаточный материал для каждого ученика.
  • индивидуальные справочники-конспекты,

Цель: ознакомление учащихся с условиями выбора букв -н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;
  • развивать умение думать, рассуждать;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие

  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках; усвоение навыков написания одной и двух н в суффиксах прилагательных; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета.
  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.
  • Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, понимание значения русского языка и конкретной темы в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректировок в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; рефлексия.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

I. Оргмомент

Доброе утро, ребята. Записываем число, классная работа. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. Но сначала повторим изученное.

  • Какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (Прилагательное)
  • Есть ли среди слов, написанных на доске, прилагательное? (Классная)
  • Как доказать, что «классная» - это прилагательное?
  • От какого слова и каким способом образовано данное слово? (Суффиксальным, от существительного «класс»)

- Мы продолжаем изучать прилагательные, образованные суффиксальным способом от имён существительных.

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

Работа с текстом.

Сейчас я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Г.А.Скребицкого. (Учитель читает текст. Карточки с текстом у каждого ученика).

Серебряная сказка

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное - иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника - в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками...

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку - эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

(По Г.А.Скребицкому)

  • Докажите, что перед вами текст.
  • О каком времени года и суток идёт речь? (Зима, ночь)
  • Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема - зима, основная мысль - красота зимнего леса)
  • К какому стилю речи относится? (К художественному)
  • К какому типу речи можно отнести текст? (Описание)
  • Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной? (Наличие большого числа прилагательных).
  • В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их. На что вы обратили внимание? (В одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других - две)
  • От каких частей речи образовались эти существительные?
  • Какую тему нам сегодня предстоит изучить? Как можно её сформулировать?

Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» - Что нам предстоит сегодня сделать, чему научиться?

Цель урока: научиться правильно писать прилагательные с н-нн в суффиксах. (Цель урока обучающиеся формулируют сами).

Задачи:

  • Определять, от какой части речи образовалось прилагательное.
  • Какой суффикс использовался при образовании прилагательного?
  • Применять при написании прилагательного изученное правило и правильно писать слово.

III. Стадия содержания

Построение знаний. Поисково-исследовательский этап.

1. Выбор методов исследования

Как мы можем узнать, когда пишется в суффиксе прилагательного «н», а когда «нн». Где мы можем найти ответы на поставленные вопросы? (Учащиеся предлагают варианты).

2. Сбор информации

Попробуем понаблюдать за условиями написания -н-, -нн-.

Найдите в тексте и выпишите в две колонки прилагательные, которые образовались от существительных суффиксальным способом (только те, которые подчёркнуты).

Суффиксы обозначьте графически. (Подсказать: багряное солнце - от др.русск. багръ (пурпурный, ярко-красный)

1 ряд - выпишите слова с одной буквой н

Багряное, серебряный, звериными, ледяные.

2 ряд - с двумя нн. Лунный, сонным, торжественным, искусственные, таинственными.

- Попробуйте объяснить, почему может писаться -н-, почему -нн-, посовещайтесь с соседом по парте и попробуйте сделать вывод.

Ребята делают вывод. Как вы думаете, ребята, мы правы? Где мы можем найти подтверждение своим выводам? (Учебник, параграф 64, стр. 29)

- Какие новые сведения вы увидели в параграфе?

- Есть ли в предложенном для анализа тексте слова-исключения («стеклянные»)

- Как обозначается орфограмма? (параграф 67, стр. 29-30)

Свои наблюдения попробуем занести в таблицу-ёлочку. (Таблица в виде ёлочки, т.к. обычно данная тема изучается сразу после Нового года). Дополним примерами. Рисуем в справочнике, а учитель - на доске. (Пример из справочника ученицы).

Теория. Работа в парах. Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, друг другу. Поставьте оценки в оценочный лист.

Кроме слов-исключений, есть и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах -н- входит в состав корня. Прочитайте их. (Слова записаны на полях учебника)

Записать в справочник.

Синий, зеленый, юный, румяный, свиной

IV. Практический этап

1) Работа с текстом. Устное объяснение написания слов.

- Теперь, когда мы знаем правило, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?

- Читаем слово, устно объясняем условия написания н и нн в словах из текста «Зимняя сказка».

Образец анализа слов:

  • Багряное (солнце) - от др.русск. багръ (пурпурный, ярко-красный) - этимологию первого слова учитель объясняет сам.
  • Серебряная (сказка) - прилагательное образовано от существительного серебро, суффикс -ян-, пишем н.
  • звериными тропами - прил., образовано от сущ. зверь, суфф. -ин-, пишем н
  • лунный (свет) - прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс -н-, пишем -нн-
  • над сонным (лесом) - прил. образовано от сущ. сон, к основе сон- прибавляется суффикс -н-, пишем -нн-.
  • торжественным - прил., обр. от сущ торжество, суфф. -енн-, пишем -нн-
  • стеклянные (цветы) - исключение (стекло +янн)
  • искусственные (кружева) - прил. образовано от сущ. искусство, суфф. -енн-, пишем - нн -
  • ледяные (кудри) - прилагательное образовано от существительного лед, суффикс -ян, пишем -н-.
  • таинственными (призраками)- прил. образовано от сущ. таинство, суфф. -енн-, пишем - нн -

2) Словарная работа

1. В предложенных карточках в слова вставить -н- или -нн-, комментируя написание (по цепочке), обозначить орфограмму (образец оформления орфограммы смотрим в учебнике, стр. 30). Образец обозначения орфограммы учитель показывает также на доске. Сверяемся с образцом на доске (слова заранее написаны).

Кожа…ый портфель, соломе…ая шляпа, овся…ая каша, деревя…ая рама, оловяый солдатик, ветре…ый день , жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор.

Без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 - «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.

2. Образовать от данных существительных прилагательные с -н- или -нн-, обозначить орфограмму. (2 человека у доски- сильные ученики). Взаимопроверка.

  • 1 вариант: Сон, длина, хозяйство, олово, мужество, голубь, струна, глубина, авиация, шерсть.
  • 2 вариант: Истина, полотно, цена, лед, корень, дерево, торф, осень, торжество, ветер.

Без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 - «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.

3) Тест по теме «Н и НН в суффиксах имён прилагательных»

1. От чего зависит написание букв «н» в кратких формах прилагательных?
a) От слова, от которого образовалось прилагательное;
b) От того, сколько букв «н» в полной форме;
c) От существительного, к которому присоединяется прилагательное.

2. В каких случаях пишется две буквы «н» в прилагательных?
a) Если они образовались с помощью суффикса «н» от существительных, основа которых также оканчивалась на эту букву;
b) Если они образовались от сложного существительного;
c) Если прилагательное образовалось от существительного с суффиксом «ин»

3. Найдите предложение, в котором употреблено прилагательное, являющееся исключением из правила правописания одной и двух букв «н»:
a) Всех троих нас повёз утренний автобус;
b) В безветренную погоду деревья не шелохнутся;
c) Сегодня очень ветреный день.

4. В каком ряду все слова-исключения:
a) Оловянный, ветреный, серебряный;
b) Песчаный, стеклянный, деревянный;
c) Стеклянный, оловянный, ветреный.

5. В каких случаях пишется «н» буква в суффиксах прилагательных :
a) Прилагательное образовано с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-;
b) Прилагательное образовано с помощью суффиксов -онн-, -енн-;
c) Если они образовались с помощью суффикса «н» от существительных, основа которых заканчивается на «н».

Ключ: 1-б, 2-а, 3-с, 4-с, 5-а.

Без ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2-«3». Если больше ошибок, оценка не ставится.

4) Графический диктант

Пронумеровать по вертикали страницу от одного до десяти. Распределить на слух диктуемые учителем слова в 2 столбика. Буквы не записывать. В месте выбора буквы поставить крестик. Последовательно соединить крестики (от 1 до 10).

При правильном соединении должна получиться цифра «5».

Без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 - «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.

В ходе выполнения работ ученики заполняют оценочный лист.

Оценочный лист

Оценка

1.Теория

Ставит одноклассник

2.1. Словарная работа (вставить буквы)

Сверяется с образцом на доске, ставит сам себе оценку

2.2. Словарная работа (образовать прилагательные от существительных)

Взаимопроверка, оценивает работу одноклассник

3.Тест

Сверяется с ключом, ставит оценку себе сам

4.Графический диктант

Сверяется с ключом, ставит оценку себе сам

Итог (суммарная оценка):

V. Стадия рефлексии

1. Итак, ребята, удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока?

Продолжите предложение:

  • Я сегодня узнал, что…
  • Я научился…

2. Оцените свою работу на уроке. На елочку, которая нарисована на доске, повесьте «игрушки». (Магнитики лежат на столе учителя).

  • красный - понравился урок, я всё понял;
  • жёлтый - урок понравился, но были затруднения;
  • белый - урок не понравился, я ничего не понял).

Домашнее задание:

  1. Выучить правило (п. 67, стр. 29-30), записи в справочнике .
  2. Выполнить упражнение 416 (п)

Список использованной литературы

  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2020. - стр. 191.
  2. О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2008.

Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-pravopisanie-n-i-nn-v-prilagatelnyh-5220571.html