Опыт внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов: естественнонаучные интеллектуальные разминки, направленные на формирование деятельностного компонента метапредметного содержания образования

Разделы: Биология


Целью образования сегодня является оказание помощи ученику в формировании универсальных (метапредметных) умений и навыков, полная реализация его возможностей. Одна из основных задач педагогов - создание условий для самостоятельной деятельности учащихся. На основании классификации общеучебных умений школьников: деятельностного компонента метапредметного содержания образования, разработанной Татьянченко Дмитрием Владимировичем и Воровщиковым Сергеем Георгиевичем, в области естественнонаучных дисциплин (биологии), разработаны методические материалы "Естественнонаучные интеллектуальные разминки, направленные на формирование деятельностного компонента метапредметного содержания образования".

В реализации системно-деятельностного подхода к обучению предметов естественнонаучного цикла большую роль играют информационно-коммуникационные технологии. Цифровую лабораторию – новое поколение естественно-научных лабораторий – мы используем как оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, практических и лабораторных работ. Использование технических средств обеспечивает современный качественный уровень получения информации, формирование умения нахождения, переработки, использование информации. Ожидаемые результаты обучения – при выполнении ряда учебных действий происходит формирование универсальных метапредметных умений проведения исследования, развитие творческой личности ученика, повышение эффективности учебного процесса.

Примеры разработанных методических материалов по теме «Естественнонаучные интеллектуальные разминки, направленные на формирование деятельностного компонента метапредметного содержания образования».

Предмет:

биология

Класс:

8

Тема:

Обмен веществ и энергии

Задание: На основе знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформулировать суждение об обмене веществ. Составить на основании письменного текста таблицу, схему.

Формируемые УУД

Предметные

УУД

Знание обучающихся обмена веществ в организме

 

 

Постановка проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание обучающихся
функций обмена веществ

1. Учитель: Что такое питание? процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и обновления тканей, регуляции функций.

2. На основании понятия, составьте схему функции питания.

Функции питания
энергия белки, жиры, углеводы витамин

3. Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Уч-ся: Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, кот. всасываются и участвуют в обмене веществ.

4. Используя схему, сформулируйте понятие обмена веществ.

Обмен веществ
Пластический обмен энергетический

Уч-ся формулируют понятия обмена веществ (любой жив. организм потребляет различные вещества и использует как источник энергии, следовательно, обмен веществ в организме-совокупность химических процессов).

Учитель: Используя схему обмена веществ и текст учебника, выполните следующее задание по алгоритму.

Алгоритм действий:

  1. Запишите название таблицы.
  2. Выделите противоположные свойства обмена веществ и заполните название столбцов.
  3. Внесите значение свойств в таблицу в соответствии с названием столбца.
Обмен веществ
пластический

энергетический

 

 

5. Используя таблицу, составьте схему: «Cтадии обмена веществ» по след. алгоритму.

Алгоритм действий:

  1. Выделите общее объединяющее понятие (подготовительный и заключительный).
  2. Выделите сущность этапов обмена веществ.
  3. Добавьте в схему где происходит завершающая стадия.
Стадии обмена вещества
Подготовительная стадия
Пластический обмен энергетический
Заключительная стадия
Расщепление
в кровь
 
 
(легкие и почки)

6. Сформулируйте суждение о роли обмена веществ в организме. (Обязательным условием существования любого организма является постоянный приток питательных веществ и постоянное выделение конечных продуктов химических реакций, происходящих в клетках организма.)

 

Предмет:

биология

Класс:

9

Тема:

Наследственные заболевания

Задание: осуществить индуктивное обобщение групп наследственных заболеваний.

Формируемые УУД

Предметные

УУД

Знание обучающихся общих признаков наследственных заболеваний

1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.

Объекты сравнения

генные

хромосомные

Объект наследственные заболевания

Изменчивость наследственная

генные

хромосомные

Мутации в гене
Репликация ДНК

Изменение числа или структуры хромосом

Процесс мейоза

Процесс мейоза

Геном состоит из 23 пар хромосом

Хромосомы – основные носители генетического материала, обеспечивающие его передачу от поколения к поколению.

2. Определите общие существенные признаки объектов (подчеркните).
3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.
Общность объектов: Генные и хромосомные заболевания относятся к группе наследственных заболеваний, образуются в процессе деления клетки, хромосомы носители генетического материала.

Предложенные естественнонаучные интеллектуальные разминки, направленные на формирование деятельностного компонента метапредметного содержания образования, позволяют:

  • домашнее задание носит не репродуктивный характер, а творческий;
  • осуществление развития коммуникативных способностей у обучающихся (культура дискуссий);
  • применяемые технологические приемы на уроке с включением самостоятельной работы, позволяют изменить роль учителя от транслятора знаний к консультанту, наряду с предметом, осуществляется развитие мотивации;
  • в процессе такой формы на уроках развиваются не только биологические компетенции, но и повышается эффективность учебного процесса, интерес к предмету и процессу обучения;
  • на мой взгляд, эти приемы могут быть использованы учителями других предметных циклов.