Форма: воспитательное занятие с элементами тренинга.
Цели: воспитание чувства человеческого достоинства, сохранения самообладания в трудных жизненных ситуациях; формирование положительного отношения к трудностям, как к новой возможности в жизни и ознакомление с рекомендациями по поиску внутренних сил для выхода из них.
Задачи:
- актуализировать личный опыт;
- на конкретных примерах показать учащимся возможные пути решения проблемных ситуаций;
- показать возможности взаимопомощи внутри коллектива;
- научить учащихся повышать самооценку и уверенность в себе.
Время: 30 мин.
Возраст: 8 класс (13-14 лет).
Оборудование:
- презентация «Трудности – препятствие или возможность?»;
- листочки, карандаши, «тучки»;
- карточки с вопросами для упражнения «Солнышко»;
- квадратики черного, красного, зеленого цвета.
Ход занятия
Слайды 1, 2
– Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Водяницкая Марина Чулпановна, я классный руководитель 8 «А» класса школы №3 села Алакуртти.
– Сегодня у нас необычное занятие, в классе присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Чтобы узнать, чему будет посвящено наше мероприятие, обратите внимание на экран и прочтите эпиграф.
Слайд 3
«Самая чистая вода бывает в тех источниках, в которых она пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности.»
Мирзакарим Норбеков
– Давайте вдумаемся в смысл высказывания и попытаемся сформулировать тему нашего занятия. Выделите ключевые слова в данном высказывании. (Формулируют тему занятия «Трудности – препятствие или возможность».)
Слайд 4
В жизни каждого человека случаются разные события, как приятные, так и не очень. Одни нас огорчают, другие злят, а третьи, и вовсе, заводят в тупик, и мы чувствуем себя бессильными, слабыми. Сегодня мы с вами поговорим о понятии «трудности», о способах решения и попытаемся обратить их в свою пользу.
– Как вы думаете, какие ситуации можно назвать трудными? (не поладили с одноклассниками, попали под проливной дождь, погрязли в двойках, кому-то пришлось менять школьные коллективы, смена места жительства)
– Как вы считаете, есть ли люди, у которых не бывает трудностей? (в жизни каждого человека случаются хорошие и плохие события, потому мы живем полной жизнью в постоянно меняющемся, многогранном мире).
На экране вы видите, как определяют трудности в науке.
Слайд 5
Трудности – препятствия на пути к достижению цели, требующие напряжения и усилия для их преодоления.
А теперь, я хочу вам рассказать притчу.
Жил-был фермер. У него был осёл, который исправно служил ему всю свою ослиную жизнь. Однажды осёл по неосторожности провалился в колодец и страшно закричал, зовя на помощь. Когда фермер прибежал и увидел в чём дело, он, конечно, очень огорчился, ведь осёл был у него один. Стал фермер думать, что же ему делать. Думал-думал и рассудил так: «Осёл мой уже старый, своё он почти отслужил. Да и колодец этот почти высохший – я давно собирался его закопать. Осла мне всё равно не вытащить никак, так что закопаю его в колодце, а себе со временем куплю молодого ослика, выносливого.»
Взял фермер лопату и стал закапывать колодец. Осёл, поняв, в чём дело, принялся истошно орать на своём ослином языке. И вдруг он умолк. Бросив в колодец ещё несколько лопат земли, фермер решил всё же посмотреть, почему осёл молчит. Как же он был поражён тем, что увидел! Каждый ком земли, который падал ему на спину, ослик стряхивал и подминал под себя ногами. Таким образом, он поднимался всё выше и выше. Скоро под осликом оказалось так много земли, что он смог выпрыгнуть из колодца.
– Как вы поняли эту притчу?
– Как влияют жизненные трудности на людей?
– Какие выводы можно сделать?
В жизни каждого из нас бывает немало трудностей. Иногда они следуют одна за одной, но не стоит их воспринимать как попытку жизни «закопать» вас. Трудности – это ступени, опыт, которые позволяют нам идти дальше в своем развитии. Для того чтобы понять, как вы справляетесь с проблемами проведем упражнение «Забор».
Слайд 6
Упражнение «Забор»
Возьмите карандаши, лежащие у вас на столах, и нарисуйте забор.
Слайд 7
Теперь проанализируем ваши рисунки. (Если в заборе присутствуют просветы, калитка, доски не имеют острых углов, то проблема для ребенка вполне решаема. Он всегда может найти из нее выход. И напротив, чем глуше забор, чем острее вершины досок, тем сложнее подростку справляться с навалившимися трудностями. Отсутствие калитки говорит о невозможности найти выход из сложившейся ситуации).
– Каждому из нас необходимо научиться находить выход из трудностей. Давайте на практике попытаемся справиться с ними. Для этого вам необходимо разделиться на две команды и выбрать по три человека для участия в упражнении.
Слайд 8
Упражнение «Троица»
Каждый игрок тройки присваивает себе обозначение: А или Б или В.
Затем каждая тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.
А – слепой, но слышит и говорит;
Б – глухой, но может видеть и двигаться;
В – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.
Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу.
– Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?
– Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
– Какие чувства испытывали?
– Способы решения проблемной ситуации.
– На ваш взгляд, какие качества наиболее важны для преодоления сложных ситуаций? (Для преодоления трудностей наиболее важны волевые качества: целеустремленность, сила воли, решительность, выдержка, самообладание, самоконтроль, терпеливость.) Развивая эти качества мы с легкостью преодолеем любые трудности.
Слайд 9
Упражнение «Солнышко»
– В следующем упражнении мы обратимся к вашим личным трудностям.
На доске висит изображение солнца, которое будет олицетворять нашу жизнь, в которой появляются «тучи»– наши проблемы.
– Возьмите по «тучке» и напишите на ней самую значимую трудную ситуацию, возникшую с вами за последнее время. Закроем «тучками» наше солнышко. Ребята, обратите внимание на повторяющиеся ответы. Можно сделать вывод, что эти проблемы вас больше всего волнуют. А есть ли выход из данной ситуации? Для этого ответим на вопросы в карточках, лежащих на ваших столах.
– Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации? (что мне делать, как поступить, какой выход найти, смогу ли я справиться и т.д.)
– Какие чувства вы испытывали при этом? (неуверенность, страх, паника, растерянность и т.д.)
– Как вы вели себя в стрессовой ситуации? (переживали, попытались найти решение, обратились за помощью к близким, друзьям и т.д.)
– Как вы уже поняли, с трудностями сталкивается каждый человек, но степень их сложности может быть разной. Иногда решить проблему не под силу одному человеку, ему требуется помощь. Кто может помочь вам справиться с трудностями? (семья, друзья, одноклассники, учителя, психолог).
(Учитель записывает предложенные варианты ответов на лучах солнца, снимая «тучи» проблем.)
– Ребята, обратите внимание, наше солнце вышло из-за туч и засияло, а в этом нам помогли наши помощники – лучики, которые согревают нас в трудных жизненных ситуациях и помогают светить еще ярче, превращая препятствия на жизненном пути в новые возможности. И каждый из нас, преодолевая их, становится сильнее.
Слайд 10
Если жизнь тебя ломает,
Значит ты достоин испытаний,
Слабых она вряд ли уважает,
Потому что нет у них стараний –
Побороться. Выстоять. Достигнуть.
Победить все трудности блестяще!
Встав с колен, победным криком крикнуть:
Совершил я подвиг настоящий!
Рефлексия
– Какие выводы можно сделать из проведенного занятия?
- Каждый человек встречает на своем жизненном пути трудности, из которых мы обязаны найти выход
- В тех ситуациях, с которыми нам самостоятельно справиться не удается, необходимо попросить помощи своих близких
- Каждая решенная нами проблема прибавляет нам опыта, мудрости и стойкости, что закаляет наш характер и превращает трудности в возможности.
– У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
– Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше в трудных жизненных ситуациях?
- Положительно (красный);
- не знаю (зеленый);
- отрицательно(черный).
(По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме. Преобладает …цвет.)
Конечно же, наше занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать трудностей нельзя, и в любой подобной ситуации всегда можно найти решение.
Слайд 11
– Здесь хочется еще раз обратиться к словам Мирзакарима Норбекова, который очень точно сказал, что самая чистая вода бывает в тех источниках, в которых она пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности. Мы сегодня их научились преодолевать. На этой оптимистичной ноте хочется завершить наше занятие. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами и улыбками. Наше солнце с «теплыми» лучиками я дарю вам, повесьте его у себя в классе, чтобы в трудную минуту вы могли взглянуть на него и вспомнить, что вы не одни, у вас есть надежная опора и поддержка!
Спасибо за внимание!