От контекстного анализа к контекстному обучению

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 3

Ключевые слова: контекстное обучение, дифференцированное восприятие, готовность к обучению


Период начального обучения в школе — самый важный в жизни первоклассника, поэтому на подготовку к школе уходит много сил и времени. Но, к сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Зачастую родители и воспитатели бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе, однако совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важна эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе. Именно она обеспечит ему успешность обучения.

Таким образом, под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга.

Учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с его (ребенка) возможностями.

Ребенок на пороге школы должен быть зрелым:

  • Физически;
  • Умственно (Интеллектуально);
  • Эмоционально;
  • Социально.

Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Всё это тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

А ведь оказывается:

  • 80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;
  • 18-20% – пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
  • около 60% – нарушения речевого развития;
  • около 35% – несформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • более 30% – несформированность сложно координированных движений руки и графических движений;
  • около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа – это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Немного истории:

На Филиппинах родители определяют биологическую зрелость ребёнка следующим образом: ребёнок любой рукой точно через макушку головы (внимание! точно через макушку!) пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы. Паспортный возраст даже не обсуждается.

В средневековом Китае и Японии зрелость ребёнка определяли моментом окончания замены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум». Паспортный возраст даже не обсуждался. Регистрировалась только биологическая зрелость. Кстати, с этого момента ребёнок полностью отвечал перед законом за свои поступки, так как "вошёл в разум". Это на тему о том, наказывают ли детей в Японии.

В Египте и Древней Греции критерием школьной зрелости являлось появление гороховидной кости на запястье со стороны мизинца у ребёнка. Гороховидная кость созревает у детей по-разному, в диапазоне 7-15 лет. Соответственно и его зрелость, и готовность к обучению.

В России до революции 1917 года в классическую гимназию дети шли с 9 лет (классическое время созревания нервной системы ребёнка в то время). И ориентировались на древнегреческую традицию.

Сегодня в России в школу дети идут по Закону РФ «Об образовании»

«Пункт 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет».

То есть, закон ориентирован на паспортный возраст и не учитывает школьную зрелость ребёнка.

К сожалению, в классах мы часто наблюдаем проявления дезадаптации:

  • Социальный уровень. При дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».
  • Физиологический уровень. Ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (кусают ногти, ручки), дрожание пальцев, навязчивые движения, говорение с самим собой, заикание, заторможенность или, наоборот, двигательное беспокойство (расторможенность).
  • Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
  • Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

Следовательно, проектируя учебный процесс, мы должны исходить из контекста ситуации.

В основе стандартов второго поколения заложена идея контекстного обучения, весьма актуальная и в начальной школе. Она предполагает проектирование образовательного процесса в соответствии с особенностями детского коллектива (в зоне ближайшего развития); интеграцию различных видов деятельности; активные формы обучение и контекстное содержание.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности.

Но невозможно всем первоклассникам, перешагнув порог школы, поменять игру на учебную деятельность в один миг. Для этого требуется время, а учебный процесс уже идёт.

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

К активным формам обучения можно отнести творческие мастер-классы, учебные экскурсии, театрализацию, социальное проектирование, изучение культурных традиций, адаптивные занятия с психологом, факультативные курсы, активные перемены.

Творческие мастер-классы носят обучающий характер, формируют навыки работы с батиком, мозаикой, изготовления витражей, валяния из шерсти и т.д.

Учебная экскурсия – это активная форма организации обучения, которая позволяет проводить изучение предметов, процессов, явлений в естественных условиях;

Театрализация на английском языке погружает ребёнка в языковую среду;

Адаптивные занятия с психологами гимназии в сенсорной комнате помогают снизить напряжение и активизировать психические процессы;

Первоклассники в нашей гимназии имеют возможность посещать факультативный курс «Легоконструирование». Дети любят играть в ЛЕГО, но они начинают понимать, что школьное ЛЕГО отличается от привычной игры: надо услышать и понять объяснение учителя, выполнить задание, представить продукт своей деятельности, оценить свою работу, сравнить с другими.

Во втором классе этого факультатива нет, но дети не могут отказаться от любимого занятия, ЛЕГО продолжается на активных переменах и уже имеет другую, не менее важную, социальную значимость. Дети обмениваются опытом, учатся общаться, решать конфликтные ситуации и очень радуются результатом совместной деятельности.

Основная идея контекстного содержания состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Контекстное содержание складывается из учебных проектов, проблемных ситуаций, практико-ориентированных заданий.

Обязательным фактором при выборе темы проекта должен быть интерес ребёнка, так как процесс погружения в тему исследования возможен только через познавательный интерес ученика.

Проблемные ситуации на уроке способствуют появлению эмоционального отклика ученика, который возникает или в ситуации «удивления», или в ситуации «затруднения».

Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, а это и есть практико-ориентированные задания. Например:

  • Ребёнок представляет себя капелькой и по схеме «Круговорот воды в природе» придумывает сказку об увлекательном путешествии;
  • У младшего брата на калькуляторе сломалась кнопка с цифрой «9». Объясни брату, используя приёмы вычислений, как найти значение выражения 57+29 на этом калькуляторе.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.