«Наш столп педагогики академик Владимир Ильич Загвязинский высказал интересную мысль: «Сегодня настало время сохранять, обогащать и транслировать культуры. Для этого нужны инновационные люди, которые через самореализацию будут на основе и с помощью культурных ценностей обогащать мир, в котором мы живем.»
Итак, инициативность – это личностное качество человека, имеющего мотивационно-смысловые и инструментально-стилевые характеристики, выражающиеся в стремлениях и активных действиях, направленных на позитивные изменения в различных сферах.
Инициативность определяется как
- способность высказывать прогрессивные творческие идеи в процессе активной деятельности;
- мера активного участия в жизнедеятельности, способность к оригинальным действиям;
- нравственное качество личности;
- свойство личности;
- совокупность усилий и действий личности, направленных на претворение в жизнь новаторских предложений на удовлетворение интересов и потребностей.
Ряд авторов отмечают, что ранняя юность является сенситивным для организации инициативности как личностного свойства, ведь в этом возрасте проявление инициативы является способом самовыражения личности, однако, как личностное качество формируется в подростковом возрасте, когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям, а творческая деятельность становится реальной личностной потребностью.
Уже давно учёных занимает мысль – развитие инициативности. Как педагоги, так и психологи внесли свой вклад в развитие инициативности как условия самореализации личности.
А.Н. Бересова представляет педагогическую структуру личности.
Для проявления функционирования инициативности необходимы:
- мотивационный компонент (для чего необходимо проявлять инициативу;
- когнитивный – необходимы знания;
- волевой – напрячь волю, заставить себя действовать;
- поведенческий и деятельностный компоненты необходимы для реализации идеи. Здесь главным образом зависит от значимости идеи или цели.
- и наконец интеллектуальный компонент – планируемые результаты.
А.И. Крупнов предложил психологическую структуру инициативности.
В основе её мотивационно-смысловая подсистема, которая включает установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты. И инструментально-диагностическая подсистема. В неё входят динамический, регулятивный, эмоциональный и рефлексивно-оценочный компоненты.
Как видно из структуры инициативность основывается на двух блоках:
Первый – мотивационно-смысловой в который входит мотив, приводящий к цели (целеполаганию), актуализация знаний и планируемый результат.
Второй – сам процесс реализации цели, включая рефлекторно-оценочное получение результата.
Как видно из педагогической структуры и психологической структуры разницы здесь нет. Как педагогическая, так и психологическая едины. Цепочка: цель – действие – рефлексия позволяет формировать инициативность как личностное качество, столь необходимое в современных условиях.
В условиях ФГОС в структуре личностного роста можно выделить следующие составляющие:
- целевая – целеполагание;
- ценностно-смысловая – выполняет регулятивную функцию;
- деятельностная – сотрудничество;
- рефлексия – отражает эффективность и продуктивность процесса личностного роста.
Исходя из знания структуры инициативности и структуры личностного роста я выстраиваю образовательный процесс, цель которого актуализация личностного потенциала обучающихся.
Итак, первое основополагающее для меня начало – целеполагание. Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач на определенном этапе. Становление ученика в этом процессе субъектом предметно-преобразующей деятельности не вызывает возражений. Для того чтобы обучающиеся сами совершенствовали цель обучения, незаметно для них подвожу их к этому.
В 5 классе, изучая тему «Древнее Двуречье», в начале урока создаю мотивационную ситуацию. Что вы знаете о цифре «2»? Давайте узнаем, какую роль в жизни Двуречья сыграла двойка. И начинается изучение материала, его анализ. В 7 классе при изучении ВГО спрашиваю: Россия – великая страна, а почему она не упоминается в связи с ВГО? Анализируя карту, документы ученики приходят к выводу, что в ВГО принимали участие страны, имевшие выход к морям, а у России в то время его не было.
Далее они учатся формулировать цели изучения истории (обществознания) на первую четверть, цели своей домашней работы и учатся искать средства, чтобы их выполнить.
ФГОС построен на реализации системно-деятельностного подхода, ведущим в котором является проектный метод, как наиболее продуктивный и способный обеспечить развитие личности ученика. И, главное, он гармонично вписывается в развитие инициативности ученика. Технология проектирования – это упорядоченная во времени и пространстве деятельность, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение цели
Например, при изучении темы «Молодёжь в социальной структуре общества» родилось исследование, а затем проект «Специфика молодёжной политики в моногороде: проблемы и перспективы» Он стал интересен и полезен не только учащимся, но и общественности города. Готовясь к Дню Победы с учащимися создали альманах «Улицы города, носящие имена Героев Советского Союза – тагильчан». В нашем городе 26 человек удостоены этого высоко звания. Эта работа стала важной не только для образования школьников, но и их эмоционального развития.
Занимаясь с детьми в контексте проектного образования, актуальной становится технология «Портфолио».
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Ученик создаёт папку личного роста. В ней 4 раздела:
- Портрет – рассказ о себе, представление себя;
- Коллектор – это всё, что ученику показалось интересным, важным ( названия, книг, статей, познавательных игр, кинофильмов и т.д);
- Результаты – фиксирование результатов промежуточной аттестации, контрольных работ, дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.;
- Достижения.
Очень важна последняя страница «Достижения». Ребёнок пишет о своих приращениях внутренних и внешних. Внутренние(личностные)– это способность к самооценке, взгляд на себя со стороны, сравнение себя на разных этапах деятельности, терпение, дисциплина и т.д. Внешние: эссе, рефераты, проекты, творческие задания…
Важным в развитии инициативности являются постулаты, выведенные американским ученым К. Роджерсом:
- наполняемость содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;
- принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств;
- недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;
- необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.
В условиях ФГОС учитель – партнер, коуч. Главное, в образовательном процессе – умение задавать эффективные вопросы, которые помогают ученикам открыться, чтобы те смогли найти ответ, применить на себя ответ, принять на себя ответственность в решении проблем. Поэтому главным для себя считаю целеполагание и рефлексию, формированию которых придаю особое внимание. Моя установка на развитие учащихся: видеть в ученике только хорошее, обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, талантливым. В основе любого действия ученика – позитивное намерение, которое выливается в инициативность, как условие самореализации личности.
«Войдем в МИР образования вместе, а выйдем поврозь. Каждый в свой МИР»
(В.П. Зинченко)