Действия с величинами

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: метрическая система


Класс: 4.

Цели урока:

Образовательные:

  • знакомство с историей измерений, отработка умений работы с величинами;
  • формирование навыка вычисления с разными величинами.

Развивающие:

  • создание условий для развития у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • развитие навыка исследовательской и познавательной деятельности у учащихся;
  • содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать;
  • развивать способность к творческому решению учебных и практических задач.

Воспитательные:

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • содействовать формированию толерантности и умения работать в парах.

Задачи:

  • повторить метрическую систему мер;
  • преобразовывать изученные величины, используя разные меры измерений;
  • перевод всех изученных величин из одной меры в другую;
  • решение задач разными способами с использованием величин.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы организации познавательной деятельности: словесные – беседа, учебник, наглядные – метод иллюстрации, практические, проблемно-поисковые.

Технология: проблемно-диалогическая.

Основное содержание темы, понятия, термины: метрическая система единиц, меры длины, массы, веса, объёма.

Оборудование: учебник "Математика. 4 класс" (авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская) система Л.В. Занкова; карточки мер величин; таблицы с формулами площади и объема куба, геометрические фигуры и геометрические тела.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

Леонид Владимирович Занков – русский учёный, который соединил в исследовании психологию и педагогику. Всю жизнь исследовал, как построить такое обучение, чтобы каждый ребёнок мог развивать свои способности. Задания в нашем учебнике не только направлены на изучение материала, но и развивают познавательные способности.

 

II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

Величины записаны на доске.

Устная работа

Чем похожи числа каждой строки?

– Чем различаются?

Фронтальная работа. Ответы на вопросы.

Письменная работа

Дополните строку двумя подходящими числами.

Можно ли преобразовать числа второй строки так, чтобы их можно было присоединить к числам первой строки?

А числа верхней строки можно преобразовать так, чтобы они подошли к числам второй строки?

Выполните такие преобразования.

Выполняются данные преобразования письменно в тетрадях самостоятельно, два ученика у доски.

(мальчики преобразуют величины I ряда, девочки II ряда).

Помощь при единицах объёма.

Что надо знать, чтобы правильно перевести одни единицы измерений в другие? Все числа первой строки вам удалось преобразовать?

В чем причина?

Нет.

Мы знаем, что км – самая крупная единица измерения длины.

III. Постановка цели урока.

Величины можно не только преобразовывать, но выполнять с ними различные вычисления.

Сегодня тема нашего урока: «Действия с величинами»

Определение задач, которых необходимо выполнить на данном этапе урока

Назовите математические действия

Математические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

Цель нашего урока: учиться складывать, вычитать, умножать и делить величины.

IV. Изучение нового материала. Работа с учебником.

Проектирование и фиксация нового знания

359 стр. 48 (задания 1–6)

Значение какой суммы найти легче?

Вывод: Складывать и вычитать можно только одинаковые единицы измерений.

Применяя это правило, выполните решения, записанные на доске: Чем они похожи?

  • 7 км 86 м + 2 км 59 м =
  • 7 м 86 см + 2 м 59 см =

Одинаковые числа

Найдите их суммы и сравните их между собой.

  • 7 км 86 см + 2 км 59 м = 9 км 145 м
  • 7 м 86 см + 2 м 59 см = 10 м 45 см

Это числа с единицами измерений длины.

  • 1 км = 1000 м
  • 1 м = 100 см

поэтому при сложении одинаковых чисел, но разных величин, мы получаем разные данные.

V. Физкультминутка.

История измерения величин.

VI. Закрепление новой темы.

Карточки на столах

Работа по группам (рядам):

Измерить длину парты пядями, локтями, линейкой.

Сопоставить и сформулировать вывод.

 

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. Складывать, вычитать, делить и умножать можно только одинаковые единицы измерений.
  2. Выполнять вычисления можно разными способами.
  3. Зная историю измерений на Руси, можно попробовать измерять из подручных средств.
VIII. Домашнее задание.

№ 359 стр. 48 (7). Записать пословицы, поговорки или фразеологизмы, в которых используются величины. Объяснить смысл.

 

Дидактический материал