Класс: 4.
Цели урока:
Образовательные:
- знакомство с историей измерений, отработка умений работы с величинами;
- формирование навыка вычисления с разными величинами.
Развивающие:
- создание условий для развития у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- развитие навыка исследовательской и познавательной деятельности у учащихся;
- содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- развивать способность к творческому решению учебных и практических задач.
Воспитательные:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- содействовать формированию толерантности и умения работать в парах.
Задачи:
- повторить метрическую систему мер;
- преобразовывать изученные величины, используя разные меры измерений;
- перевод всех изученных величин из одной меры в другую;
- решение задач разными способами с использованием величин.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы организации познавательной деятельности: словесные – беседа, учебник, наглядные – метод иллюстрации, практические, проблемно-поисковые.
Технология: проблемно-диалогическая.
Основное содержание темы, понятия, термины: метрическая система единиц, меры длины, массы, веса, объёма.
Оборудование: учебник "Математика. 4 класс" (авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская) система Л.В. Занкова; карточки мер величин; таблицы с формулами площади и объема куба, геометрические фигуры и геометрические тела.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | |
Леонид Владимирович Занков – русский учёный, который соединил в исследовании психологию и педагогику. Всю жизнь исследовал, как построить такое обучение, чтобы каждый ребёнок мог развивать свои способности. Задания в нашем учебнике не только направлены на изучение материала, но и развивают познавательные способности. |
|
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала. | |
Величины записаны на доске. |
|
Устная работа – Чем похожи числа каждой строки? – Чем различаются? |
Фронтальная работа. Ответы на вопросы. |
Письменная работа Дополните строку двумя подходящими числами. Можно ли преобразовать числа второй строки так, чтобы их можно было присоединить к числам первой строки? – А числа верхней строки можно преобразовать так, чтобы они подошли к числам второй строки? Выполните такие преобразования. |
Выполняются данные преобразования письменно в тетрадях самостоятельно, два ученика у доски. (мальчики преобразуют величины I ряда, девочки II ряда). Помощь при единицах объёма. |
Что надо знать, чтобы правильно перевести одни единицы измерений в другие? Все числа первой строки вам удалось преобразовать? В чем причина? |
Нет. Мы знаем, что км – самая крупная единица измерения длины. |
III. Постановка цели урока. | |
Величины можно не только преобразовывать, но выполнять с ними различные вычисления. Сегодня тема нашего урока: «Действия с величинами» |
Определение задач, которых необходимо выполнить на данном этапе урока |
Назовите математические действия |
Математические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. |
Цель нашего урока: учиться складывать, вычитать, умножать и делить величины. |
|
IV. Изучение нового материала. Работа с учебником. |
|
Проектирование и фиксация нового знания № 359 стр. 48 (задания 1–6) Значение какой суммы найти легче? Вывод: Складывать и вычитать можно только одинаковые единицы измерений. |
|
Применяя это правило, выполните решения, записанные на доске: Чем они похожи?
|
Одинаковые числа |
Найдите их суммы и сравните их между собой.
|
Это числа с единицами измерений длины.
поэтому при сложении одинаковых чисел, но разных величин, мы получаем разные данные. |
V. Физкультминутка. | |
История измерения величин. |
|
VI. Закрепление новой темы. | |
Карточки на столах |
|
Работа по группам (рядам): Измерить длину парты пядями, локтями, линейкой. Сопоставить и сформулировать вывод. |
|
VII. Рефлексия. Подведение итогов. |
|
|
|
VIII. Домашнее задание. | |
№ 359 стр. 48 (7). Записать пословицы, поговорки или фразеологизмы, в которых используются величины. Объяснить смысл. |
|