Викторина "Дыхание весны"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: викторина, весна


Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.

Задачи.

Образовательный аспект:

  • систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • продолжать учить определять характерные признаки весны и самостоятельно их находить;
  • расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
  • продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
  • повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор.

Развивающий аспект:

  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать внимание, умение слушать и слышать;
  • развивать мышление, память и восприятие.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к природе;
  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

Оборудование и материалы.

  • ноутбук, мультимедийное оборудование: экран для показа слайдов, проектор; магнитофон.
  • Листы с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.
  • Картинки перелетных птиц и их домиков.
  • Презентация к викторине.
  • Аудиозапись: песня о весне, музыкальное произведение А.Вивальди «Весна», музыка Чайковского «Вальс цветов».
  • Для творческой работы: клей - карандаш, салфетки, клеенки, цветные карандаши, 2 листа ½ ватмана (можно альбомный лист на каждого ребенка); плоскостные фигурки птиц, весенней природы.
  • пособие к игре «Составь целое» (части изображений первоцветов: подснежник, мать – и – мачеха, медуница, сон - трава)

Ход викторины

I часть. Вступительная

Звучит песня о весне. На слайде 3 появляется изображение «ВЕСНЫ».

Воспитатель. (слайд 1)

- Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.

Студёную зиму провожаем,
Красную Весну встречаем,
Покидает зима нас на саночках,
Приплывает весна в лодочке,
С теплом, с солнцем,
С ливнями, с цветами,
С хороводами, с журавлями.

II часть. Основная

Воспитатель. - Давайте разделимся на две команды.

Игроки делятся на команды и определяют ее название.

Разминка «Доскажи словечко» (слайд 2)

- Весной ярко светит … (солнце)

- На пригорках тает … (снег)

- Бегут шумные весенние … (ручьи)

- Просыпается медведь в …(берлоге)

- Заяц сидит под … (деревом)

- Снег тает и превращается в … (лужи)

- На деревьях распускаются … (почки)

- Все радуются … (весне, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)

1 КОНКУРС: «Произнеси скороговорку». (слайд 3) (на листах каждой команде)

- По одному игроку от каждой команды поочередно произносят скороговорку. Побеждает та команда, участник которой чище и быстрее выполнит задание.

«На поляне, над ромашкой, жук летал в цветной рубашке».

2 КОНКУРС «Что мы знаем о весне?» (слайд 4)

(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)

Вопросы первой команде:

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

Вопросы второй команде:

1. Что происходит со снегом весной? (Он тает)

2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)

3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились проталинки и подснежники расцвели)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)

3 КОНКУРС «Кто больше назовет признаков весны» (слайд 5)

  • Первые проталины;
  • Почерневший снег;
  • Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы;
  • Увеличение светового дня;
  • Повышение температуры окружающей среды;
  • Журчание ручьёв;
  • Оживление деятельности зимующих птиц;
  • Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры;
  • Появление первой весенней птицы – трясогузки – ледоломки;
  • Необычно голубой цвет неба.

4 КОНКУРС «Найди домики для птиц» (слайд 6) (приложение 1)

- Из множества картинок, нужно выбрать перелетных птиц, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края?»

- Задание для первой команды. (Ласточка, грач, ворона, дятел)

- Задание для первой команды. (Дрозд, утка, воробей, голубь)

(Поочередно выполняет каждая команда)

5 КОНКУРС «Отгадай загадки» (Отгадки появляются на слайде 7)

Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…..(верба)

Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась….(сосулька)

Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…..(проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает….(капель)

6 КОНКУРС «Узнай по объявлению». (слайд 8) (приложение 2)

Воспитатель. - Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»?

Объявления первой команде:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха) (слайд 9)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка) (слайд 10)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк) (слайд 11)

Объявления второй команде:

1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь) (слайд 12)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух) (слайд 13)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк) (слайд 14)

7 КОНКУРС «Составь целое». (приложение 3)

Воспитатель. - Ребята, «ВЕСНА» хотела вам показать, какие красивые в этом году первоцветы. Она нарисовала их, но «ЗИМА» не хотела, чтобы появлялись первые цветы, и разорвала их. Давайте поможем весне, объединим кусочки, составим целую картинку первоцветов. (Раздаются конверты с частями изображений первоцветов. По 2 конверта каждой команде)

8 КОНКУРС «Объясни пословицу» (слайд 15) (приложение 4)

(Участники викторина объясняют пословицу. Пословицы предлагаются по очереди каждой команде).

Первая команда.

  • Апрель с водой, май с травой.
  • Увидел грача – весну встречай.

Вторая команда.

  • Весна да осень – на дню погод восемь.
  • Много воды – много травы.

III часть. Заключительная

9 КОНКУРС «Творческий». (слайд 16)

Нарисовать рисунок на тему «Весна»

Рефлексия.

- Ребенок читает стихотворение Г.А.Скребицкого (На экране слайд 9 с изображением по содержанию стихотворения)

Опять весна, воды разлив,
И нет в помине зимней стужи.
Я вновь пускаю корабли
По ручейкам и вешним лужам.

- В подарок от «ВЕСНЫ» детям предлагаются раскраски с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Итог.

- Жюри подсчитывает фишки и объявляет результаты.

 - Ведущая благодарит ребят за внимание и выполнение заданий по установленным правилам, активное участие в викторине. Вручение медалей «Знатоки природы».