Формирование личностных УУД младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УУД, младшие школьники


Исходя из реалий современной жизни, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.

Учителю начальной школы необходимо создавать условия для формирования всех групп УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), учитывая возрастные особенности младших школьников.

При этом именно личностные универсальные учебные действия играют очень важную роль, они определяют готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, формируют мотивацию к обучению, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

За годы работы по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения мною накоплен определенный опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учащихся.

Он является результатом применения наиболее эффективных форм, методов и приемов работы в урочной и внеурочной деятельности и использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения. Для этого провожу большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, праздники, внеклассные мероприятия.

Информацию о всех значимых событиях размещаем на сайте школы.

Существенную роль в формировании личностных УУД играет метод проектной деятельности. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных УУД в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены и при выборе тематики проектов, и непосредственно в процессе реализации проекта. Такая деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов.

Конечно, без помощи родителей не обходимся. А Федеральные государственные стандарты нового поколения и предполагают вовлечение родителей в школьную жизнь.

Ведущую роль в формировании личностных УУД играет организация детского самоуправления в классном коллективе.

Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы.

В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Во втором полугодии делим класс на команды. В первом классе команды были лучиками, а весь класс – это Солнечная страна. И живут в этой Стране дружные сказочные герои. Сначала мы выбираем голосованием командира. Затем происходит деление на лучики. Обсуждаем, каким должен быть командир лучика. Решаем сформировать 5 лучиков. А названные ребята – наши командиры лучиков. Затем каждый командир выбирает друга. И вот в лучике уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь. Лучики сформированы. Все садятся по своим командам. Детям предлагаются названия поручений на листочках, а командиры выбирают, что им больше подходит. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая команда через неделю будет выполнять новое поручение.

На уроках также даю задания по командам. Командиры выбираются на четверть. В течение четверти проводятся несколько общих дел, к которым готовится каждая команда. В конце каждой недели проводится рейтинг, как индивидуальный, так командный.

Фотографии членов команды-победителя появляются в классном уголке.

Команда, которая по итогам вышла на первое место, на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем будет заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

Посредством ученического самоуправления формируется внутренняя позиция школьника, развивается самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Система работы по формированию личностных УУД позволяет сделать выводы о том, что именно уроки литературного чтения, русского языка и окружающего мира, как никакие другие, дают возможность для развития личностных УУД младших школьников.

Предмет «Литературное чтение», прежде всего, способствует личностному развитию ученика.

На уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев; формулирование концептуальной информации текста.

Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус, поэтому на уроках поэзии в моем классе два вида искусства - стихи и музыка часто находятся рядом.

Много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями. Интересные мысли из прочитанных произведений, свои впечатления ребенок заносит в читательский дневник, оформляет его рисунками. В конце каждой четверти дети представляют свой читательский дневник всему классу.

В нашем классе организован книжный взаимообмен. На День рождения класса родители преподнесли в подарок детям красиво оформленные, подходящие по содержанию и объему их возрасту книги. 26 детей – 26 книг. И теперь примерно раз в десять дней мы меняемся книгами. В результате такого взаимообмена каждый ребенок прочитает все 26 книг. Это гораздо интереснее, чем просто взять книгу в библиотеке. Такой процесс еще и стимулирует ребенка успеть прочитать книжку вовремя, иначе придется отдавать непрочитанной.

Особое место отводится экскурсиям. Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы в природе рассматриваем и ощущаем воочию. Дети учатся сами наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…».

Итогом работы по каждому разделу учебника становится оформление книги впечатлений с рисунками, сочинениями, пословицами и поговорками, а по некоторым разделам частушками и стихами собственного сочинения. Такие книжки помогают подготовиться к обобщающему уроку, проверочной работе по разделу, а иногда просто перелистываются и обсуждаются на переменке.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

Проектная деятельность служит продолжением уроков. Даю возможность каждому ребёнку проявить себя. Эта работа была начата ещё в букварный период. Уже тогда дети выполняли небольшие проекты об изученных буквах. Самостоятельно искали материал и делились с нами тем, что они узнали. Кто-то придумал цветочную азбуку, кто-то азбуку с названиями городов, с именами сказочных героев и т. д.

Одна из целей предмета «Окружающий мир» научить школьников объяснять своё отношение к миру.

Уроки, проводимые с использованием интерактивной доски, позволяют применять широкий спектр заданий формирующих умения различать символику государств, находить на карте разные страны и их столицы, способствуют ознакомлению с особенностями своей страны и зарубежных стран. Это анаграммы, викторины, разные виды заданий на сортировку текстов, рисунков, предложений, составление пар, подбор ключевых слов, отображение временной шкалы.

Изучая тему «Природные зоны», учащиеся подготовили презентации. Все дети были в восторге от презентаций, созданных на основе личных впечатлений и фотографий детей от поездки в такие страны как Таиланд, Турция, Доминикана, Египет, Китай, Вьетнам.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Результатом работы в этом направлении стал проект «Здоровое питание для школьника». Проекты «Санкт-Петрбург – моя родина», «История моей семьи» стали закономерным продолжением работы по темам учебника.

Диагностика – одно из условий для успешного формирования УУД. Очень важно на начальном этапе обучения выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий, прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована по специальным методикам.

Сравнивая показатели, приведенные выше, можно сделать вывод, что применение описанных выше современных технологий, форм и методов работы по развитию личностных УУД приводит к росту показателей высокого уровня. Это свидетельствует о том, что у большинства школьников сформировалась своя точка зрения, есть предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа», адекватное содержательное представление о школе, предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний.

Показатели среднего уровня также остались достаточно высокими. Положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», школа привлекает учебной деятельностью.

Произошло снижение показателей низкого уровня. Детей с отрицательным отношением к школе не стало.

Таким образом, развитие УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса: в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества.