Воспитательные возможности использования контекстных задач на уроках математики

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Л.Г. Петерсон, симметрия, симметричные фигуры, контекстныя задача


Возможности использования контекстных задач на уроках математики ФГОС и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России выдвигает новые требования к результатам освоения образовательных программ. В наше непростое время обучающиеся должны овладеть не только предметными знаниями и универсальными учебными умениями, но и «принять национальные и общечеловеческие ценности и следовать им в личной и общественной жизни» [1].

Младший школьный возраст – это период, когда активно развивается эмоциональная сфера ребенка, начинает формироваться самооценка, критичность к себе и окружающим. В этот период прямые наставления отталкивают ребенка, поэтому приобщение к базовым общечеловеческим ценностям должно происходить опосредованно, тактично и ненавязчиво. Как же это осуществить на практике? Как встроить решение воспитательных задач в содержание учебных предметов? Что при этом учитывать? Ведь на уроках дети, прежде всего, имеют дело с научными (предметными) понятиями. И наиболее удачным приемом, на наш взгляд, является использование контекстных задач.

Под контекстной задачей понимают задачу мотивационного, а в нашем случае и воспитательного характера, в условии которой описана конкретная (или смоделирована воображаемая) жизненная ситуация. [2] И контекст задачи обеспечивает решение не только предметной составляющей урока, но и реализации воспитательной цели урока.

Блинова Е. предлагает следующий алгоритм составления контекстных задач:

1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.

2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.

3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.

5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:

во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;

во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.[3]

Рассмотрим возможности применения данных задач на примере уроков математики в начальной школе. Урок математики предполагает точность изложения правил, приемов вычислений, алгоритмов действий. Логично возникает вопрос: как на таком «сухом» уроке может происходить приобщение ребенка к таким понятиям как доброта, любовь, патриотизм, совесть, справедливость? На мой взгляд, должно происходить обратное: решение нравственной (значимой для ребенка, с привлечением его жизненного опыта) задачи является «ярким пятном», которое помогает усвоить строгое математическое понятие.

В качестве примера приведу работу по теме «Доли. Дроби» в 4-м классе. До сих пор учащиеся оперировали натуральными числами. Чтобы понять разницу между натуральным и дробным числом, в учебнике приведен следующий пример: «Чтобы измерить величину, надо узнать, сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения. Однако не всегда мерка укладывается в измеряемой величине целое число раз. Например, мерка е содержится в отрезке АВ больше 5, но меньше 6 раз» (Л.Г. Петерсон, Математика. 4 класс, с. 57)

В качестве альтернативы предлагаю детям решить следующую задачу: «На прошлом уроке мы писали проверочную работу. Многие из вас справились с ней хорошо, и я хочу поблагодарить вас за работу. Возьмите вот эти 3 шоколадки». Возникает вопрос: для кого эти шоколадки предназначены? Тем, кто написал работу на «5»? Или они для всех? На недоуменные взгляды, отвечаю: решите сами, как поступить. Из хора разных предложений всегда появляется самое разумное: разделить шоколадки поровну на всех. Спрашиваю, сколько достанется каждому? Ответ: равная долька от общего числа. Подчеркиваю – обязательно равная. В этом и есть суть понятия «доли». В этом и суть понятия «дружба».

Задача из учебника Л.Г. Петерсон Математика. 4 класс, с. 85.

Тема: «Нахождение части числа и числа по его части»

Контекстная задача

Тема: «Нахождение части числа и числа по его части»

Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько км дороги заасфальтировано? Сколько км осталось заасфальтировать? Сегодня средняя пенсия наших бабушек составляет 9000 рублей. 2/3 из них они тратят на оплату коммунальных услуг, покупку лекарств, проезд. Сколько денег у них остается на покупку продуктов? Сколько они могут тратить ежедневно?

Подумай над этими числами в те мгновения, когда бабушка приносит тебе подарок. Как ты думаешь, на чем ей пришлось сэкономить?

Задача из учебника. Л.Г. Петерсон Математика. 3 класс с. 40.

Тема: «Симметрия. Симметричные фигуры»

Контекстная задача.

Тема: «Симметрия. Симметричные фигуры»

Сложи пополам лист бумаги и проколи его ножкой циркуля. Разогни лист. На нем получились две точки А и В. Проведи отрезок АВ и обозначь буквой О точку пересечения с прямой. Далее дается правило о симметричности точек относительно прямой. Многие из вас слышали понятие «симметрия». Как вы его понимаете? (одинаковое, равное) Где в жизни вы встречали симметрию? (Обычно дети называют крылья бабочки, тело человека и т.п.) А бывают симметричные отношения людей? Приведите примеры симметричных отношений между людьми (чаще всего приводят в пример высказывание: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе). А интересно, можно ли показать эти отношения с помощью математики?

Как же рождаются данные задачи? Несомненно, в первую очередь, это фантазия учителя, помноженная на знание предмета и цели урока. Следует отметить, что решение задачи либо подготовка к ее решению всегда сопровождается (по терминологии А.И. Шемшуриной) этическим диалогом. Он помогает создать это «яркое пятно» урока, позволяющее глубже понять изучаемое предметное содержание.

Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что применение контекстных задач на уроках математики не только повышают познавательный интерес и мотивацию, но и помогают более детально понять суть изучаемых понятий, при этом решая не менее важную проблему – проблему духовно-нравственного воспитания школьников.

Библиографический список

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. (Стандарты второго поколения).
  2. Комиссарова С.А. Гуманитаризация физического образования: информационные технологии в решении гуманитарно-ориентированных задач // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГПУ. – 2008. – № 1 [Э/р]. – Р/д: www.grani.vspu.ru
  3. Блинова Е. Что такое контекстная задача? https://ps.1sept.ru/article.php?ID=20100181