Задачи:
- Изучить историю создания патриотической песни и жизнь ее в разные времена;
- Сформировать у учащихся чувства любви и гордости за свою страну на примере подвигов героев Великой Отечественной войны.
(На сцену выходят ведущие)
Презентация (Слайд 1)
Ведущая 1: Военные годы - это самое страшное время для нашего народа, и именно поэзия, творчество помогало выжить. Роль песни была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви.
(Слайд 2)
Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, своя судьба.
(Звучит фонограмма песни «Священная война»)
(Постепенно звук затихает)
(Слайд 3)
Ведущая 2: Песня «Священная война» А.В.Александрова и В.Лебедева-Кумача стала музыкальным символом Отечественной войны. Уже через два дня после нападения Германии на Советский Союз поэт В.Лебедев-Кумач в газетах «Известия» и «Красная звезда» опубликовал стихотворение, ставшее основой известной теперь песни. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Песня была готова. С этой песней в Москве на Белорусском вокзале провожали отряды бойцов на фронт.
(Слайд 4)
Ведущая 1: Вместе с Отчизной с первых дней войны песня встала в солдатский строй и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны и до победного ее окончания. Патриотическая песня имела большую силу, ее боялись больше, чем пушки. Песня являлась таким же оружием, как и граната.
(Слайд 5)
Ведущая 2: Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Несмотря на то, что война в то время еще не началась, предчувствие ее уже было. На почве него и родилась романтическая идея сюжета о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему на фронт. С задачей, поставленной композитором, поэт справился блестяще. Настроение, заданное музыкой, поддержано стихами.
(Слайд 6)
Грянула война. «Катюша» в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. По воспоминаниям, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы – вот насколько победной оказалась сила мелодии, неразрывно слитой с текстом!
(Звучит песня «Катюша» в исполнении учащегося - баян).
(Слайд 7)
Ведущая 1: Ряд песен, написанных в довоенное время, получили как бы второе дыхание. Интересная судьба у песни «Синий платочек». В 1940 году спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Он гастролировал в Москве. Концерты проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я.М.Галицкий. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» была из тех творений, что попали на фронт вместе с первыми же добровольцами. Как и многие другие произведения, эта композиция не призывала к бою, но напоминала солдатам о мирных временах, свободе, спокойствии, за которые им приходится бороться.
(Звучит «Синий платочек» в исполнении учащихся – ансамбль фортепиано)
(Слайд 8)
Ведущая 2: Песня делила вместе с солдатами и горесть, и радость, подбадривала их веселой шуткой, помогала переносить голод и холод. Многие из песен рождались прямо в окопах.
(Слайд 9)
Ведущая 1: Так, знаменитая песня «В землянке» - представляла собой сначала строчки письма с фронта поэта А.Суркова к жене… В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда», где также начал работать Сурков, зашел композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал музыканту – по собственным словам, уверенный в том, что ничего не получится. Однако через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав ее «В землянке».
(Звучит «В землянке» в исполнении учащихся – ансамбль - балалайка и фортепиано)
(Слайд 10)
Ведущая 2: Чем дальше в прошлое отступают суровые военные годы, тем сильнее, ярче вырисовывается значение той эпохи и в наступившие мирные дни воспоминания о пережитом будоражили души людей. Песни о войне продолжали появляться вновь и вновь.
(Слайд 11)
Ведущая 1: Одна из самых известных послевоенных песен, как бы слившихся для нас с военным временем, стала песня А.Новикова на слова Л.Ошанина «Эх, дороги». Она родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы «Весна победная». Задумались поэт и композитор. Все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано, разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт. И они загорелись этой темой. Ожидание боя, его ощущение, готовность к нему.
(Слайд 12)
Композитор сидел за роялем, попробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии и, в энном по счету варианте, вдруг запелось «Эх, дороги». Вскоре появились четыре короткие музыкальные строчки, и на них легли стихи.
(Звучит «Эх, дороги» в исполнении учащихся – вокал в сопровождении баяна).
Ведущая 2: Появляются новые песни, осмысливающие важность тех далеких событий.
(Слайд 13)
Ощущение трагизма военной эпохи послевоенными поколениями переданы в песне «На безымянной высоте». Строчки этой песни известны миллионам россиян. Но мало кто знает, о каком именно эпизоде Великой Отечественной войны они написаны. В том сражении 18 советских солдат столкнулись с несколькими сотнями гитлеровцев. Бой продолжался до рассвета. Вызвав огонь на себя, смельчаки дрались до последнего патрона. Последняя радиограмма заканчивалась словами «…Принимаем бой на себя». В истории Великой Отечественной войны этот бой – только маленький эпизод, но как велико его значение… В 60-х годах поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер написали песню.
(Звучит «На безымянной высоте» в исполнении учащегося - баян).
(Слайд 14)
Ведущая 1: В нашей стране не было ни одного уголка, ни одной семьи, которых бы не коснулась война. Сколько горя, бед, страданий, которые невозможно забыть.
В 41-м деды твердо знали наперед,
Что прогонят из Отчизны вражие полки.
Час настанет до Победы и она придет
И проедут по Берлину наши казаки!
(Слайд 15)
Ведущая 2: Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых победных песен. Автор слов песни Лев Ошанин рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части Советской Армии находятся на подступах к Берлину, чувства счастья великой долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило его. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата. Одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди. И тогда родилась у Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Исаак Дунаевский сочинил музыку для этого стиха.
(Звучит «Ехал я из Берлина» в исполнении учащихся – ансамбль баянистов).
(Слайд 16)
Ведущая 1: После 4-х долгих, тяжелейших лет наконец пришла долгожданная Победа. Песни помогали народу выстоять и победить.
И помогли! И победили!
(Инсценировка песни «От героев былых времен», написанная Р.Хозаком на стихи Е.Аграновича из кинофильма «Офицеры».)
(Звучит фонограмма песни. Сценка. Первое действие – «военное время». На сцене появляются «бойцы», они изображают у «костра» привал, пишут «письма», медсестра перевязывает «раненного». Второе действие – наши дни. На сцену выходят участники с фотографиями «Бессмертного полка», молодое поколение возлагает цветы у «Вечного огня» и ребята, одетые в современную камуфляжную форму, выходят строем, равняясь на героев.)
(Слайд 17)