Преподавание неяыковых предметов на французском языке в полиязычном пространстве выбора

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9

Ключевые слова: французский язык, полиязычное пространство выбора, «География на французском языке», «Литературный диалог»


Генеральной линией нового стандарта основного общего образования является индивидуализация процесса образования. Реализация этой идеи возможна через проектирование индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов детей.

Эта задача эффективно решается при создании в общеобразовательном учреждении пространства выбора: дети учатся принимать решения, ошибаться и осуществлять выбор. Именно этот компонент стал ведущим при разработке модульной системы управления качеством полиязычного пространства выбора образовательной среды в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением иностранных языков» г.Перми.

Полиязычное пространство выбора – это организационная образовательная среда, созданная с целью предоставления обучающимся возможности выбора учебной группы.

Под полиязычным пространством выбора мы понимаем обучение предметам неязыкового цикла на иностранном языке в формате поточно-группового метода обучения (ПГМО), организацию метапредметных языковых практик в формате краткосрочных курсов (КСК), организацию профессиональных языковых деятельностных проб по реестру школы и запросу обучающихся, работу проектного офиса по предложению обучающихся. Таким образом, формируется модульная система управления качеством полиязычного пространства выбора в образовательной среде, состоящая из 4 модулей:

1. Предметный модуль.

2. Метапредметный модуль.

3. Личностный модуль самоопределения.

4. Личностный модуль самореализации.

Каждый модуль представляет собой совокупность инновационной образовательной технологии и системы управления качеством её реализации.

Основные элементы предметного модуля

Необходимыми элементами сопровождения каждого модуля являются технологии тьюторского сопровождения и взаимодействие с социальными партнерами.

Поточно-групповой метод обучения (ПГМО) – организация учебных занятий в параллели, при которой изучение одного или нескольких предметов проводится в учебных группах со сменным составом обучающихся.

Целью введения и реализации в основной школе поточно-группового метода обучения является создание полиязычного пространства выбора для получения обучающимися опыта принятия и осуществления самостоятельных образовательных решений.

Учебная группа – группа обучающихся из разных классов одной параллели, созданная на определенных основаниях для совместного изучения предмета в течение полугодия.

Основаниями для деления параллели на учебные группы могут быть:

  • деление по видам деятельности в рамках учебного предмета,
  • деление по уровню сложности в рамках учебного предмета.

Основанием для выбора группы обучающимся являются его желания и его образовательные потребности.

Организация поточно-группового метода обучения осуществляется в несколько этапов:

Первый этап – информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) об изменениях в организации учебного процесса происходит в конце предшествующего учебного года на собрании параллели.

Второй этап – процедура выбора обучающимися учебных групп начинается с презентации учебных групп. Тьюторское сопровождение процедуры выбора.

Третий этап – этап уточнения (корректировка в течение недели после итоговой презентации) выбора групп. Организуется для обучающихся, не принявших окончательное решение о выборе группы

Обучающиеся имеют право переходить из одной учебной группы в другую.

Порядок комплектования учебных групп при реализации ПГМО

Рекомендуемая минимальная наполняемость группы для изучения предмета на ИЯ – 12 человек. Обучающиеся в группе должны быть из разных классов параллели.

Организационные условия поточно-группового метода обучения

Преподавание учебных предметов неязыкового цикла ведется по рабочим программам, которые утверждаются методическим советом школы. Общее количество часов по предмету, изучение которого организовано в рамках ПГМО, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану, ФГОС ООО и образовательной программе общеобразовательного учреждения. Уроки в рамках ПГМО могут проводиться как планомерно в течение учебного года, так и модульно.

С родителями (законными представителями) обучающихся могут быть заключены договоры о получении их детьми образовательной услуги основного общего образования, в котором указаны особенности организации образовательного процесса в условиях ПГМО.

При поточно-групповом методе обучения основанием для деления параллели на учебные группы считается изменение содержания типовой программы путем внесения школьного компонента в объеме до 10% учебного материала в содержание реализуемой рабочей программы учебной группы. Рабочая программа учебной группы по предмету содержит обязательные разделы:

  • вносимый компонент;
  • результат освоения программы;
  • оценочные процедуры.

Предметный модуль реализуется для обучающихся 8-х классов билигвального отделения МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков г.Перми. Основанием для деления по группам является деление по видам деятельности в рамках общей программы. Основанием, для выбора группы обучающимся являются его желание и его образовательные потребности. Результатом этой деятельности будет создание конечного продукта.

Например, преподавание курса литературы на французском языке в 8-ом классе ведется на базе учебника, созданного специально для двуязычных отделений школ РФ. Таким образом, содержательная часть материала является единой для всех учащихся. При этом создаются четыре группы, отличающиеся друг от друга по видам деятельности и конечному продукту.

Группа №1 «Литературный перевод» специализируется на формировании у обучающихся основ литературного перевода текстов различных жанров и стилей, предлагаемых учебником. Этот вид деятельности является доминирующим. Конечным продуктом этой группы будет самостоятельный художественный перевод текста, не изучавшегося в классе, но тематически соответствующего программе курса.

Группа №2 «Письменный отзыв о прочитанном» предполагает обучение письменному выражению собственного мнения о прочитанном с элементами размышления и интерпретации. На протяжении курса обучающимся предлагается написать ряд отзывов об изученных текстах, аргументируя собственное мнение, применяя знания стилевых приемов, художественных и жанровых особенностей. Конечным продуктом является письменное сочинение с элементами рассуждения по произведению, прочитанному вне программы курса. Сочинение пишется на французском языке; язык прочитанного произведения не оговаривается.

Группа №3 «Выразительное чтение» ставит перед собой задачу совершенствования навыков выразительного чтения художественного текста различных жанров (прозаический, поэтический, драматургический). В процессе работы на уроках происходит коррекция техники чтения (правила чтения, артикуляции, интонирования) и формирование у учащихся умения интерпретировать содержание текста через его выразительное прочтение. Конечным продуктом может стать конкурс чтецов.

Группа №4 «Литературный диалог». Особенностью работы этой группы является формирование умения проводить параллели на основе сопоставления русских и французских авторов, выявляя тематические, жанровые особенности и общие для обеих культур элементы. Конечным продуктом группы становится обобщение проделанной работы по выявлению как социо-культурных, исторических, так и литературных сопоставлений в форме электронной презентации.

Неязыковой предмет «География на французском языке» предлагает обучающимся 8-х классов пространство выбора:

Группа №1 «Инфографика». Особенностью работы этой группы является формирование умения анализировать и совершенствование навыков работы с различными документами: картами, схемами, статистическими данными. Инфографика поможет сделать сложную информацию более наглядной и удобной для восприятия. Конечным продуктом этой группы будет создание инфографики по темам, соответствующим программе курса.

Группа №2 «Видеорепортаж»короткий информационный фильм, предполагает обучение логически правильному построению текста/композиции, используя элементы анализа изученной информации и статистических данных. Конечным продуктом является видеофильм об особенностях города/региона на французском языке, соответствующий тематике курса.

Группа №3 «QUIZZ», как одна из разновидностей интеллектуальной игры, предполагает совершенствование навыков коммуникационного взаимодействия, поиска, анализа информации; умения работать в команде. На уроках обучающиеся составляют вопросы по темам программы и продумывают ход игры и награждение победителей.

Группа №4 «ГЕО-квест». Важнейшим элементом квест игры является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют умение применить знания в нестандартной ситуации. Учащиеся в процессе работы над квест игрой совершенствуют навыки поиска, анализа информации, умения сравнивать, критически мыслить, самостоятельно принимать решения

Сопровождать обучающихся в их выборе группы будет тьютор. Использование балльно-рейтинговой системы позволит оценить результаты обучения.

Реализация поточно-группового метода обучения позволяет сформировать у обучающихся следующие навыки и компетенции:

  • опыт выбора полиязычного пространства и самостоятельного принятия решений в образовательной деятельности;
  • умение ставить образовательные цели и нести ответственность за сделанный выбор;
  • умение выстраивать образовательную траекторию на основе рефлексии результатов принятых образовательных решений;
  • способность к социальному самоопределению и выбору позиции в условиях обучения в разных коллективах – в учебных группах и в классах.

Рассмотренный нами элемент Предметного модуля (ПГМО) формирует основу для перевода образовательной организации в новое инновационное состояние.