Наше дошкольное учреждение находится в историческом центре нашего города. Работа по краеведению и знакомству с историческим прошлым родного города является действенным способом всестороннего изучения культурно-природного наследия.
Исторический туризм, как направление работы по краеведению в нашем дошкольном учреждении включает разнообразные формы и методы работы, и в соответствии с ФГОС, позволяет интегрировать разнообразные виды детской деятельности и комплексно подойти к изучению объектов культуры и истории: дети на основе местного материала знакомятся с явлениями, объектами природы родного города, с его экологическими и социальными характеристиками, историей и культурой, осваивают новые нормы и правила, развивают свои исследовательские и творческие навыки, проявляют самостоятельность. Кроме того, рационально сочетаются двигательная, игровая и познавательная деятельности.
В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования мы разработали содержание работы по краеведению через туристические прогулки-походы с детьми старшего возраста. План знакомства с историческими объектами разрабатывается творческой группой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, имеющихся ресурсов, с привлечением родителей, сотрудников детского сада и социума (Детский музейный центр, Музей изобразительных искусств, городской музей художественной культуры новгородской земли, библиотека «Веда», творческие коллективы, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого).
Особенность организации работы по историческому туризму заключается в том, что занятия переносятся в ту среду, в которой изучаются объекты: парк, водоем, музей, улица, место прогулок.
В нашем детском саду разработана технологическая карта изучения исторического объекта включает в себя следующие этапы:
- Место расположения объекта (город, улица).
- Что окружает объект (какие здания, сооружения, объекты, в том числе какие экологические)?
- Внешний вид, особые детали (из какого материала построен или изготовлен объект, размер, отличительные характеристики).
- Его историческое прошлое (для чего создавался объект, кто мог жить рядом, менялся ли внешний вид объекта, в том числе, были ли внесены какие-то изменения, что могло привести к изменениям).
- Его будущее (как в будущем его могут использовать, что может быть построено вокруг этого объекта).
1. Место расположения объекта. |
2. Что окружает объект (в том числе какие экологические объекты)? |
3. Внешний вид, особые детали. |
4. Его историческое прошлое. |
5. Его будущее. |
|
Исследовательская и творческая деятельность |
Дальнейшая работа - это исследовательская и творческая деятельность:
- Сбор материала (имеющаяся литература, художественная и познавательная, фотографии, иллюстрации)
- Создание макетов
- Создание мини-музеев
- Изготовление книг, альбомов
- Создание мнемотаблиц
- Словотворчество (составление рассказов, сочинение загадок)
- Посещение городских мероприятий
- Участие в акциях, фестивалях, праздниках (знакомство с народным творчеством, ремеслами, песнями, играми, танцами)
- Творческие игры
- Продуктивная деятельность (аппликации, поделки, коллажи и т.д.)
Краеведческо-туристическая деятельность содержит в себе огромные возможности для всестороннего развития личности ребенка.
Туристические прогулки-походы к историческим объектам и объектам культурного наследия, связаны общей целью, способствуют формированию детского коллектива, установлению дружеских, доверительных отношений. Каждый ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Кроме того, посещая памятные места, посвященные Великой отечественной войне, дети знакомятся с важными понятиями, как «долг перед Родиной», «любовь к своему Отечеству», «подвиг», «самопожертвование».
Исторический туризм, включающий в себя такие разнообразные формы взаимодействия, как экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, игры-квесты, встречи с интересными людьми, это ненавязчивый и в тоже время эффективный способ расширить кругозор ребенка, обучить его новому, неизведанному и интересному и, вместе с тем, сформировать необходимые духовно-нравственные качества.