Проектная технология как инструмент построения курса “Окружающий мир” в начальной школе: основополагающие компоненты

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир


Курс Окружающий мир в начальной школе - основа для формирования базовых естественнонаучных и гуманитарных знаний, навыков и компетенций, на которых в дальнейшем будет строиться изучение целого спектра дисциплин. В рамках этого курса решаются такие амбициозные задачи, как формирование представления о широком спектре природных и общественных явлений как компонентов единого мира, экологическое образование и воспитание, формирование системы позитивных ценностей как основы для самоопределения личности [3].

Эти цели могут быть в полной мере реализованы в рамках системно-деятельностного подхода [4;3], который предполагает применение инструментов, обеспечивающих обусловленность познавательного процесса практическими целями и задачами и, как следствие, максимальную включенность учащихся в учебную деятельность. Одним из таких инструментов является проектная технология, которая всегда предполагает решение конкретной проблемы, что подразумевает необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки и техники, а также необходимость применения исследовательских, поисковых методов [1;7].

Мы использовали проектную технологию для организации курса Окружающий мир в начальной школе. При этом все содержание курса разбивается на большие тематические блоки модули, каждый из которых строится вокруг проблемного задания практического характера. Такое задание формулируется в самом начале модуля и выполняется последовательно в ходе изучения материала блока. Задание спроектировано таким образом, что для его выполнения необходимо изучение всего материала модуля [2;41].

Проектная технология как эффективный инструмент построения курса работает только в том случае, когда соблюдается ряд условий при построении блока. Модуль должен строиться на трех основополагающих компонентах: центральное понятие, центральный навык и центральный ценностный компонент.

  1. Центральное понятие – это понятие, которое находится во главе угла всего модуля. С этим понятием дети работают на протяжении всего блока, на каждом уроке. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок не просто знал понятие как слово, или даже мог дать ему определение, но умел оперировать им для реализации собственных целей и задач, а значит, ориентировался во внутреннем наполнении понятия, то есть во всех его компонентах. Этого можно добиться только при условии, что необходимость оперирования понятием будет встроена в проектное задание модуля.
  2. Центральный навык - это навык, которым дети должны овладеть для того, чтобы выполнить проектное задание модуля. Следовательно, все построение модуля должно быть направлено на овладение учащимися этим навыком. Так же как отработка центрального понятия, работа над навыком должна осуществляться на каждом уроке модуля.
  3. Ценностный компонент - это компонент, без которого у учащихся не будет внутренней мотивации. Без него учащиеся будут выполнять задание просто потому, что оно задано учителем. Ценностный компонент обеспечивает принятие учащимися цели как своей собственной, а значит, обеспечивает ее присвоение.

Рассмотрим, как эти основополагающие компоненты реализованы в модуле «Экономика для страны Приречной», в курсе Окружающий мир 2 класса.

Проектное задание модуля было сформулировано следующим образом:

Предложите жителям Приречной страны из книги Руне Белсвик “Простодурсен. Зима от начала до конца” изменения, которые сделали бы их жизнь более комфортной и безопасной. Убедите их, что предлагаемые вами изменения сделают их жизнь лучше.

Для выполнения этого проектного задания нам нужно было изучить следующие темы: «История денег», «Отрасли экономики», «Производственная сфера», «Сфера услуг», «Калейдоскоп профессий», которые мы объединили в один логический блок и назвали «Экономика Приречной страны» (12 часов). Кроме того, учащиеся должны быть знакомы с произведением, на котором данное задание построено.

Рассмотрим основополагающие компоненты, на которых построен данный модуль:

1. Центральное понятие этого модуля - потребности. Содержание всего блока строится вокруг этого понятия. Его усвоение и умение им активно оперировать необходимо для того, чтобы им можно было воспользоваться для выполнения задания. То есть, для того чтобы предложить изменения в укладе чьей-либо жизни, нужно продемонстрировать необходимость в них или пользу, которую они принесут, в идеале нужно суметь создать потребность. Получается, что данное понятие организует всю работу над выполнением задания, а значит, на каждом уроке модуля мы будем так или иначе с ним работать. Это понятие вводится в самом начале модуля, на первом уроке, через анализ проектного задания модуля и анализ произведения:

У: Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним наших героев и выясним как они живут, чем занимаются.
(дети перечисляют главных героев и рассказывают о них)

Д: Простодурсен постоянно рассуждает, любит готовить пудинг и воспитывает утенка; Пронырсен живет вдали от всех, изготавливает тетеловушки и рубит дрова; Ковригсен печет коврижки и пудинги, у него есть своя пекарня; Сдобсен занимается тем, что постоянно ведет разговоры о загранице; Октава любит петь и организовывать различные праздники.

У: Вернемся к нашему заданию. Прочтите его еще раз. Что значит сделать жизнь комфортной?

Д: Сделать жизнь наших героев более удобной.

У: А как вы думаете, наших героев разве что-то не устраивает?

Д: Их все устраивает.

У: Захотят они менять свою жизнь в лучшую сторону, если их все устраивает?

Д: Наверное нет.

У: А вы бы смогли жить так, как живут наши герои?

Д: Нет.

У: Возмем, например, Простодурсена: он занимается только тем, что печет пудинг из снега и порошка, а также кидает камешки в реку. Живет в своем домике, в котором не очень тепло. Но он доволен. Как вы думаете, почему вы не смогли бы так жить?

Д: Мы хотим жить по-другому (дети объясняют, как по-другому, говорят о своих желаниях.)

У: Вы сейчас все говорите о своих желаниях. Как можно по-другому назвать “желания”? Как по-другому называется то, в чем нуждается человек? Для этого есть специальное слово. Сейчас мы посмотрим видео и попробуем это слово найти.
Дети смотрят видеоролик, в котором объясняется содержание понятия “потребности”.

Далее на протяжении всего модуля на каждом занятии дети работают с этим понятием. Необходимо, чтобы содержание понятия стало для них оперативным, то есть чтобы они могли воспользоваться им для решения любой практической задачи. Для этого в каждый урок должны быть включены виды работы, направленные на овладение содержанием понятия. Это могут быть различные игры, проблемные задания, и так далее. Важно, чтобы любое задание такого плана было связано логически с основным заданием модуля. Также любое новое предметное понятие должно вводиться через центральное понятие потребности.

2. Ведущим и центральным навыком выступает построение связей между отраслями экономики и построение производственных цепочек. Необходимо отметить, что в программе окружающего мира 2 класса построение связей является центральным метапредметным навыком для всего курса. В данной теме этот навык получает свое предметное преломление. Посмотрим, как это может быть организовано на уроке:

У: Ребята, давайте поиграем в игру. Каждый из вас получает должность министра отрасли: здравоохранения, образования, сельского хозяйства, промышленности, торговли, строительства и т.д. Вам нужно предложить изменения жителям страны Приречной. Расскажите, что именно вы бы хотели изменить или добавить, и зачем. Попросите помощи у других министров, если нужно.

Дети работают самостоятельно (10 минут). Далее они представляют классу свои идеи:

Д: Я министр здравоохранения. Хочу построить больницу. Вдруг кто-то из жителей заболеет.

У: Ты сам справишься?

Д: Нет. Мне нужно построить здание больницы, а этим занимается министр строительства. Мне нужно обратиться к нему за помощью. И еще к министру науки, чтоб разрабатывать различные лекарства.

У: Отлично. Что скажет министр строительства?

Д: Я готов построить все здания. Мне нужна помощь министра транспорта. Нужен специальный транспорт для строительства.

Нужна помощь министра промышленности. Нужен материал для строительства.

Подобным образом выступают все учащиеся.

У: Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Д: Все отрасли в экономики связаны между собой.

Необходимо отметить, что подобная работа должна проводиться на всех занятиях модуля, так как навык требует постоянной отработки, и, если данный навык является центральным навыком модуля, то работать над его формированием нужно постоянно, иначе дети не смогут выполнить проектное задание.

3. Центральным ценностным компонентом данного модуля является осознание ценности сотрудничества участников хозяйственной деятельности для удовлетворения потребностей. Без принятия ребенком этой ценности конечная цель проекта не будет достигнута - не получится убедить кого-либо в важности и нужности создания экономических связей, если ты сам этого не осознаешь. В этом нам помогает анализ произведения, на котором построено задание модуля:

У: Ребята, какое любимое занятие у жителей Приречной страны?

Д: Самое любимое занятие у жителей страны - ходить к Ковригсену в пекарню и есть коврижки.

У: А все жители ходят к Ковригсену есть коврижки?

Д: Нет. Пронырсен берет у Ковригсена только черствый хлеб, потому что он бесплатный.

У: Почему он не ест вместе со всеми коврижки? Он их не любит?

Д: У него нет денег.

У: А как вы думаете, смог бы Пронырсен их заработать?

Д: Да.

У: Подскажите ему, как это сделать.

Д: Он мог бы продавать дрова, которые он рубит. Они нужны всем жителям. Еще он мог бы изобретать что-то, у него это хорошо получается, и продавать или обменивать на коврижки.

У: Стала бы его жизнь чуточку комфортнее и уютнее от того, что он посещал бы утренние чаепития со всеми и ел бы коврижки?

Д: Конечно.

У: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Пронырсен должен понять, что ему будет гораздо лучше жить, если он будет со всеми общаться и взаимодействовать. Например, если он сможет кому-то что-то продать, то у него появятся деньги и он сможет что-то купить для себя.

Подобная беседа не может быть проведена с детьми однократно. Наша цель состоит в том, чтобы произошло принятие детьми основного ценностного мотива задания - изменить жизнь кого-либо к лучшему при помощи выстраивания хозяйственных отношений. Поэтому в основе всех видов деятельности, предлагаемых детям на каждом занятии модуля, должен лежать именно этот мотив, он должен ими осознаваться, а значит, быть выраженным в виде обсуждения, беседы, обоснования своих решений, и т.п.

Если при применении проектной технологии упустить из виду один или несколько из этих компонентов, которые создают основу успешного построения модулей, то в конечном итоге нельзя будет прийти к желаемому результату, итог нашей работы можно будет назвать только номинальным. Напомним, что планируемыми результатами для нас являются наполнение смыслом и оперативное использование детьми понятий, как предметных, так и метапредметных, освоение предметных и метапредметных навыков, а также усвоение общечеловеческих ценностей, которыми обусловлен процесс познания.

Так, если мы не сможем выстроить работу с центральным понятием, которое должно на протяжении всего блока проходить красной нитью, то учащиеся к концу модуля не смогут самостоятельно обобщить знания, которые они получили, потому что новые слова для них будут пустым звуком, текст придётся писать учителю, а учащимся просто его зазубрить. Такое можно часто встретить при реализации проектов разного плана в школах, что вполне закономерно расстраивает учителей и разочаровывает их в самой технологии.

Подобным образом, если работа всего блока не будет направлена на развитие определенного центрального навыка, заданного практическим заданием, то учащиеся попросту не смогут реализовать задание на практике, и в ответственный момент, когда нужно будет продемонстрировать навык, у них просто не получится. Например, сделать плакат как итоговый продукт мы сможем, но дети не смогут по этому плакату ничего рассказать или использовать его с какой-либо другой целью, то есть вся работа будет сведена только к изготовлению плаката. Это тоже популярная ошибка, и она тоже ведет к разочарованию учителя в технологии, так как дети не показывают запланированного результата учебной деятельности.

Без центрального ценностного компонента модуля мы потеряем внутреннюю мотивацию учащихся, что существенно снизит качество выполнения работы. Учащиеся не будут понимать, зачем они это делают, для чего, что тоже является распространенной проблемой при применении проектной технологии. А также, что тоже немаловажно и часто упускается из виду при реализации учебных программ, при отсутствии работы с ценностным компонентом не происходит формирования фундаментальных общечеловеческих ценностей, лежащих в основе всего процесса познания. Эти ценности могут быть сформированы только через созидающую деятельность, обусловленную решением конкретной проблемы, оказывающей влияние на качество жизни людей.

Итак, только соблюдение технологических требований, а именно, построение курса на основе трех основополагающих элементов - центрального понятия, центрального навыка и центрального ценностного компонента, которые получают достаточную отработку на каждом занятии через деятельность ребенка, благодаря тому, что они заложены в проектное задание модуля, позволит реализовать на практике то, что подразумевается новыми федеральными стандартами качества образования под основными целями реализации курса Окружающий мир в начальной школе, а именно, всестороннее гармоничное развитие личности, формирование мировоззрения, то есть отношения человека к окружающей действительности и своему месту в ней, а также обусловленные этими взглядами ценностные установки и принципы познания и деятельности.

Список литературы

  1. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: ЭКСМО, 2016.
  2. Мельникова М.В., Русская В.И. Организация курса “Окружающий мир” в начальной школе на основе проектной технологии. // Педагогическое призвание: сборник статей II международного научно-методического конкурса. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая программа учебного курса 1-4 класса. М.: Просвещение, 2012.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357.