Место проведения – помещение группы.
Цель: Становление эстетического отношения к окружающему миру на основе реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Образовательные задачи:
- Обогащение активного словаря;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания словесного искусства;
Развивающие задачи:
- Развитие умения анализировать и обобщать;
- Развитие памяти на основе повторения изученного материала;
- Формирование образного мышления;
- Развитие воображения, умения инсценировать;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие художественного вкуса и эстетического восприятия.
Воспитательная задача: Воспитание взаимоуважения и взаимопомощи, умения работать в команде.
Оборудование для деятельности. Всевозможный бросовый материал, крупный конструктор, отрезы ткани, спортивный инвентарь, веревки, надувные шары, прищепки, клубки ниток, ленты, мягкие модули, групповая мебель (столы, стулья).
1. Организационный момент
Цель этого этапа – включение каждого ребенка в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. Ритуальное приветствие. Педагог обращается к детям с предложением поиграть в хорошо известную им игру «Да – Нетку» и угадать, что или кто скрывается сегодня под холщовой салфеткой. Игра направлена на самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров. При этом очень важно, что дети действуют не по готовой схеме, а сами конструируют свой алгоритм поиска ответа. Прежде чем приступать к процессу задавания вопросов и угадывания какого – либо объекта, с детьми проводится предварительная работа. Начинать подготовку можно с 3,5 лет. Цель ее – уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются), какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых организмов), какие к рукотворному миру (изобретенные людьми).
«Да – Нетка». Дети по очереди задают вопросы, ориентируясь на классифицирование объекта по его признакам. Задача – найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки, которыми обладает объект:
- его части и месторасположение,
- способность двигаться или выполняемое действие,
- форма, размер, материал и т.д.
Важно в процессе выяснения информации об объекте эмоционально помогать ребенку резюмировать то, что он уже узнал. Обдумывая вопрос, ребенок двигается по разным уровням абстрактных понятий, учится видеть целое и части.
В процессе игры дети угадывают, что под салфеткой фигурка лебедя. Педагог предлагает подумать и ответить, где мы можем встретить лебедя в реальной жизни. (Выслушиваются ответы.) Далее следует вопрос, а что если пофантазировать и придумать или вспомнить, где еще можно встретиться с этими птицами?
Среди ответов детей звучат названия сказок, одно из них выделяем, это сказка «Гуси-лебеди». Педагог напоминает всем, что скоро у одного из наших товарищей день рождения и предлагает в качестве необычного подарка подготовить и показать свою версию сказки.
2. Введение в проблему
Педагог: Ребята, давайте подумаем, что нам необходимо для того, чтобы превратить нашу группу в театральную сцену? (Ответы детей)
Игра «Подзорная труба». В процессе игры каждый ребенок «наводит свою подзорную трубу» на присутствующие в группе предметы. Задача высмотреть именно те объекты, которых в обычное время нет в зонах Монтессори - материала. (Дети с азартом высматривают и перечисляют сначала бросающиеся в глаза крупные предметы, а затем и мелкие.)
Подготовка сказочных декораций.
Педагог: С этого момента все мы – декораторы, и все, что вы найдете вокруг себя, будем использовать в постановке нашей сказки. Предлагаю вспомнить, с какими персонажами повстречалась на своем пути Машенька в поисках братца? (Ответы детей)
Превращение самых обычных и обыденных предметов в самые необычные и сказочные. (Молочная река, кисельные берега, Печка – матушка и Яблонька из подручных материалов).
- Самостоятельная деятельность детей по изготовлению декораций (логично укладывается в три блока, интерес воспитанников к процессу подпитывается и стимулируется педагогом). По 3-5 минут предполагается отвести на «профессиональную деятельность» юных декораторов на каждой из трех рабочих сцен.
Педагог: Друзья мои, потрудимся над декорациями для первой сцены. Молочная река! В вашем распоряжении все содержимое группового помещения. Действуйте!
Первая сцена: дети сооружают свою версию речки, используя все, что их заинтересует. Речка готова, и дети могут немножко подвигаться, «попрыгав по камушкам».
Игра «Хорошо – плохо». (Игра на выделение в объекте положительных и отрицательных качеств, на нахождение противоречий в жизненных ситуациях). Повстречать Речку в жаркий летний денек очень хорошо! Почему?... (Ответы детей) Да! Но Речка – это и плохо… Почему? (Ответы детей).
Педагог: Следующая наша сцена – Яблонька. Какой она может у нас получиться, мы сможем увидеть после того, как разделимся на две – три группы, и каждая из групп «вырастит» свою яблоньку. (Дается время для творческой работы командам).
Игра «Волшебный лифт». (Модель «системный лифт» для анализа нашего объекта, Яблоньки, с использованием пятиэкранки ).
Педагог: Пора нам переходить к следующей сцене. Приступаем к построению Печки. Уважаемые декораторы, а знаете ли вы, для чего служила печь нашим предкам много – много лет назад? (Ответы детей)
Показ небольшой презентации «История русской печки», после просмотра дети «выкладывают» свою печь в процессе игры «Морфологический ящик».
Игра «Морфологический ящик». Морфологический ящик состоит из трех или более осей координат, на которых отложены различные показатели. Это самое настоящее изобретательство, сочинительство, творчество. Поэтому и задание уже выходит за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, воображение, мышление. Например, в нашем случае мы изобретаем новую необычную печь. По одной оси (1, 2, 3,…) откладываем форму (конусообразная, кубическая, пирамидовидная и т.д.), по второй (а, б, в, …) – материал (дерево, мех, стекло и т.д.), а по третьей (I, II, III, …) – место, в котором будет находиться наша печка (облака, подводное царство, космос, джунгли и т.д.). Чтобы заработал морфоанализ, произвольно выбираем по одному показателю с каждой оси. Например, соединяем 1-б-II: конусообразная форма, мех, подводный мир. Как может выглядеть такая печь? Сможет ли она стоять сама или придется ее как-то закрепить для устойчивости? Для чего может служить такая печка? Чем придется ее топить? Что нужно предпринять, чтобы такая печь служила людям? (Ответы детей. Принимаются и выслушиваются все вариации ответов, критика недопустима!).
Рисование по замыслу «Фантастическая печь».
Литература
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итал./ Предисл.А.Г.Алексина. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1990.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Технология ТРИЗ. – Издательство: Аркти.