Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без анализа текста ученику бывает иногда сложно понять прочитанное, будь то параграф учебника или художественное произведение. Ученика необходимо научить анализировать тексты. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно использовать коммуникативно-деятельностный подход. В основу коммуникативно-деятельностного подхода в обучении положен принцип изучения языковых явлений на материале текстов художественных произведений. Учащиеся стараются понять главную мысль, максимально близкую авторской идее, объяснить влияние грамматических и стилистических средств выразительности на содержание текста.
Целью уроков, «соединяющих» русский язык и литературу, является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенций, а также развитие языкового чутья ученика. В 5 классе на уроке обобщения по теме «Имя прилагательное» учащимся предлагается отрывок из художественного произведения:
Кре..ко (не) п..любилось ему сн..чала его ж..тьё с де..ства привык он к ….. работам к … быту.»
Возможные задания к отрывку:
1. Расставьте знаки препинания в отрывке.
2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.
3. Вставьте пропущенные слова, какой частью речи они являются. Почему вы так решили?
4. Вспомните автора и название художественного произведения.
Затем текст, получившийся у учащихся, сравниваем с исходным текстом. (Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту.) Выявляются победители, правильно выполнившие задание. В ходе работы над отрывком, учащиеся пробуют объяснить, почему автор использовал именно эти прилагательные, какую роль они выполняют в тексте. Это помогает учащимся в анализе художественных текстов.
Можно предложить задание несколько иного характера: из данных на уроке отрывков художественных текстов выписать предложения, принадлежащие перу одного автора, чтобы получился единый отрывок из одного произведения. Предварительно нужно объяснить орфограммы: Алеша был мальчик….,……учился хорошо, и все его любили. Сквозь…… пр..зрачные стёкла виднелись заключённые р..стения. В прод..лжение нескольких н..дель учителя (не) м..гли нахвалит(?)ся Алешею.) (А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». В.Гаршин «Attalea princes»). Исходные предложения: (Алёша был мальчик умненький, миленький, он учился хорошо, и все его любили и ласкали. Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключенные растения. В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алёшею.)
Получается игра, в которой ученик разбирает орфограммы, а потом собирает разрозненные предложения в единый отрывок. Такого рода задания помогают отрабатывать коммуникативные позиции читателя, критика и организатора коммуникации.
Для анализа предлагаются не только фрагменты прозы, но и поэтические строки, например, отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Учащиеся определяют тему, идею произведения, ищут ключевые слова, отдельные учащиеся производят синтаксический анализ предложений. Даётся задание по лексике: найти однозначные и многозначные слова, подобрать к ним синонимы, антонимы, определить лексическое значение незнакомых слов, пользуясь словарём. Затем проводится орфографический и пунктуационный анализ поэтического текста. На уроке литературы можно предложить этот текст для заучивания наизусть. Задания подобного рода можно и нужно подбирать в соответствии с программой по литературе. Содержанием уроков становится анализ языка текста. Работа по анализу отрывков из художественных произведений помогает изучать языковые явления и лучше понимать содержание художественных текстов, а это помогает на уроках литературы.
Знакомство с образцами речи (отрывками из художественных произведений) даёт ученикам представление о том, как работают средства языка, помогая понимать содержание текста. Такая работа требует затрат времени, но ученик, не умеющий анализировать текст, не сможет создать собственное речевое произведение, будет косноязычен, не сможет оценить красоту и величие русского языка.
Литература
- Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. - М.: Сигнал. 1999.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.М. Как учить работать с книгой. - М.:1996.
- Богин Г.И. Типология понимания текста. Учебное пособие. - Калинин: КГУ, 1986.