Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [1, с. 3]
Поэтому современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технологии критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию. Использование данной технологии оправдано с точки зрения внедрения ФГОС нового поколения, так как предполагает личную вовлеченность школьника в процесс обучения, способствует самообразованию и саморазвитию обучающихся. Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста или просмотра видеоматериала смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения на стадии осмысления я использую методический прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун?
Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. [3]
Графическое структурирование информации позволяет учителю:
- наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;
- способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.
Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова – проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме
Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроках
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время Мозгового штурма.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [3]
Формы работы на уроке
Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель – заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске. Например, при составлении «Фишбоуна» по теме «Сера» на месте головы указывается тема урока, верхние косточки включают себя основные понятия по теме, такие как положение в ПСХЭ, строение молекулы, получение, физические и химические свойства, применение. Нижние содержат ответы и примеры верхних понятий. В хвосте вывод по теме, что сера является неметаллом.
Работа в группах. Например, по теме «Нефть и способы ее переработки» в 10 классе я предлагаю поработать в группах с текстами. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»). Первая часть текста у всех одинаковая, в ней говорится о том, что в процессе перегонки нефти получают незначительный выход бензина, который не может удовлетворить всевозрастающий спрос на него. Из этого учащиеся формулируют проблему. Вторая часть текста у каждой группы своя (различные виды крекинга, риформинг). После прочтения второй части текста, каждая группа составляет свою схему «Фишбоун» по обозначенной в тексте проблеме. По итогам работы происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун» и формулируется вывод. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
Основная цель этого метода – стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Литература
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006.
- Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
- Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии Москва, Народное образование, 1998 г.
- Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии. 10 класс». Москва. «Блик плюс» 2000 год.
стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.