Технология развития критического мышления с использованием приема «Фишбоун» на уроках химии

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9, 10

Ключевые слова: схема Фишбоун, схема «Рыбий скелет», риформинг


Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [1, с. 3]

Поэтому современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технологии критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию. Использование данной технологии оправдано с точки зрения внедрения ФГОС нового поколения, так как предполагает личную вовлеченность школьника в процесс обучения, способствует самообразованию и саморазвитию обучающихся. Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста или просмотра видеоматериала смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения на стадии осмысления я использую методический прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приемаустановление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое фишбоун?

Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. [3]

Графическое структурирование информации позволяет учителю:

  • наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
  • уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;
  • способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.

Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Головапроблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной)на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив)факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме

Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроках

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время Мозгового штурма.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [3]

Формы работы на уроке

Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цельзаполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске. Например, при составлении «Фишбоуна» по теме «Сера» на месте головы указывается тема урока, верхние косточки включают себя основные понятия по теме, такие как положение в ПСХЭ, строение молекулы, получение, физические и химические свойства, применение. Нижние содержат ответы и примеры верхних понятий. В хвосте вывод по теме, что сера является неметаллом.

Работа в группах. Например, по теме «Нефть и способы ее переработки» в 10 классе я предлагаю поработать в группах с текстами. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждениев группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»). Первая часть текста у всех одинаковая, в ней говорится о том, что в процессе перегонки нефти получают незначительный выход бензина, который не может удовлетворить всевозрастающий спрос на него. Из этого учащиеся формулируют проблему. Вторая часть текста у каждой группы своя (различные виды крекинга, риформинг). После прочтения второй части текста, каждая группа составляет свою схему «Фишбоун» по обозначенной в тексте проблеме. По итогам работы происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун» и формулируется вывод. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

  • критическое мышление;
  • взаимодействие в группах;
  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;
  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.

Основная цель этого методастимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке
  2. стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.

  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006.
  4. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
  5. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии Москва, Народное образование, 1998 г.
  6. Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии. 10 класс». Москва. «Блик плюс» 2000 год.