Совершенствование устной и письменной речи младших школьников, испытывающих трудности в усвоении программного материала по русскому языку и чтению

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, устная и письменная речь


Проблемы, которые испытывают дети младшего школьного возраста в процессе усвоения программного материала по русскому языку и чтению на начальном этапе обучения, имеют психологические причины и всецело зависят от уровня развития памяти, внимания, мышления, восприятия ребенка. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи школьника.

Процесс формирования чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный анализатор, осуществляющий артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, помогающий произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, участвующий в подборе соответствующей буквы (отражение фонемы);
  • двигательный анализатор, с помощью которого осуществляется переход конкретного образа буквы в кинетическую схему последовательных движений руки. (Совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Для того, чтобы понять, что у ребёнка наблюдаются трудности в обучении, имеется нарушение чтения и письма, что он действительно нуждается в дополнительной помощи или коррекции, педагогу необходимо внимательно изучить ошибки, которые ученик допускает в письменных и устных работах.

Как правило, в письменных работах – это:

  • многочисленные пропуски букв, чаще гласных;
  • повторение одной и той же буквы (пироп вместо пирог);
  • замена букв (мусли вместо мюсли, быра вместо дыра);
  • недописывание слов или букв, перестановка слогов (мотолоквместо молоток);
  • ошибки в ударных слогах (лисок вместо лесок);
  • зеркальное написание букв;
  • отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале;
  • затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;
  • «корявый почерк»: сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте;
  • исправления и неаккуратность при записях в тетради;
  • орфографические ошибки при хорошем знании правил.

В устных работах, затруднения, которые испытывает ребенок, проявляются:

  • при пересказывании текста;
  • при восстановлении деформированного текста;
  • при составлении предложения на заданную тему;
  • в написании изложения и сочинения текста;
  • при решении текстовых математических задач.

Немаловажное значение в процессе выявления трудностей усвоения программного материала по русскому языку и чтению имеет показатель психологической незрелости ребенка, поступившего в школу, а также низкий уровень сформированности приемов учебной деятельности, самоконтроля, слабое владение операционными навыками.

У некоторых обучающихся несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка и, как правило, квалифицируется как общее недоразвитие речи ребенка.

Следует отметить, что выявление трудностей письменной и устной речи младших школьников сложны по своей структуре, поэтому без специально организованной и систематической помощи специалистов, знающих причины, механизмы речевого развития, в процессе выявления и дальнейшего преодоления трудностей, связанных с усвоением учебного материала, учителю обойтись невозможно.

Трудности в обучении, недостатки устной и письменной речи ребенка являются одной из причин «школьной дезадаптации», так как препятствуют полноценному освоению значимых учебных умений и навыков, отрицательно влияют на учебную мотивацию..

Как помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программного материала по русскому языку и чтению на начальном этапе обучения?

Анализируя психологические особенности уровня развития ребенка, на основе обследования имеющихся нарушений чтения и письма ученика, педагогом вырабатывается комплекс мероприятий, направленных на устранение недостатков развития устной и письменной речи, преодоление трудностей в усвоении программного материала по русскому языку и чтению. Основными направлениями деятельности выбираются:

  • развитие фонематического слуха и восприятия ребенка (выработка способности услышать и определить наличие данного звука в слове и умения дифференцировать фонемы, определять звуковой состав слова;
  • работа над звукопроизношением (выработка правильной артикуляции нарушенного звука);
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза (звуковой анализ устной речи, - мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности), звуковой синтез – соединение звуков в слова;
  • обогащение словарного запаса ребенка активного и пассивного, развитие практического умения пользоваться им;
  • развитие грамматических навыков, умения говорения, аудирования, чтения, письма, умения грамотно сочетать слова, изменять словосочетания;
  • развитие связной речи, как устной, так и письменной (выработка умения связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);
  • совершенствование навыка чтения (выработка умения понимать содержание читаемого текста и его смысл, прочитывать слова без пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов, соблюдать интонацию;
  • повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов (формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, активной жизненной позиции, настойчивости по достижению результата своей деятельности).

Успешно проведенная работа по устранению недостатков развития устной и письменной речи, преодоление трудностей в усвоении программного материала по русскому языку и чтению, позволит помочь ребенку не только стать успешным учеником, но и повысить самооценку, проявить положительную мотивацию к дальнейшему обучению.