Государство ставит перед школой задачу формирования личности обучающегося с развитыми индивидуальными особенностями, положительной мотивацией и умениями в учебной деятельности. На выходе из школы государство хочет видеть сформированных личностей с нравственными убеждениями, эстетическим вкусом и здоровым образом жизни, владеющими основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, способных к самоопределению [3].
Двигаясь к поставленной цели, современное образование встречает много сложностей. Так, центральной проблемой в процессе обучения по-прежнему является то, что еще профессор Э.Стоунс называл несоответствием уровней владения понятиями [5; 9]. То есть понятия, которые использует учитель и должны знать учащиеся, обозначаются одними и теми же словами, но воспринимаются по-разному. Для ребенка понятие часто остается всего лишь словом, без внутреннего наполнения.
Понятие – это совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными способами [7]. В индивидуальном сознании понятия формируются в течение жизни, как следствие приобретения того или иного практического опыта и его осмысления, но, главным образом, в процессе обучения и осуществления нами какой-либо значимой для нас деятельности [1].
Следовательно, понятие не может быть передано учащимся в готовом виде: они должны его получить сами, взаимодействуя с предметами, относящимися к этому понятию.
При обучении понятиям, важную роль играют определения. Определение показывает точку зрения на предметы, это то, что задает образ предметов [6; 57]. Поэтому работа с определением, выделение в нем смысловых компонентов, безусловно необходима. Однако для получения образа предмета одного определения понятия недостаточно. Учащиеся должны уметь работать с предметами, т.е. выполнять с ними какие-то действия. Следовательно, полученные определения - лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Следующий шаг - включение определения понятия в те действия учащихся, которые они будут выполнять с соответствующими объектами. В связи с этим при подготовке к работе с понятиями необходимо а) выбрать действия, которые учащиеся будут использовать для усвоения понятий; б) соединить эти действия с определением понятия [6; 72].
Кроме того, важным элементом организации работы с понятиями является мотив деятельности, который побуждает ученика выполнять эту деятельность. Если мотив не обеспечен, внутреннего принятия планируемой деятельности не произойдет, и ребенок не будет ее выполнять, или будет выполнять лишь формально. В педагогической психологии выделяются внешние и внутренние мотивы деятельности. Внешние мотивы служат для учащихся средством достижения других целей, не учебных, тогда как при внутренней мотивации мотивом является познавательный интерес, стремление получить знание [6; 73].
Таким образом, если нам нужно эффективное усвоение понятий, а не просто запоминание слов, их обозначающих, необходим инструмент, который обеспечит а) мотив деятельности, б) необходимость работы с определением в) включение в урок деятельности, в которой содержание понятия будет отработано на практике. Таким инструментом является проектная технология. Мы воспользовались этим инструментом для построения курса Окружающий мир в 1 классе.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4]. Такая проблема, если она поставлена перед учащимися в самом начале изучения темы, обеспечивает внешнюю мотивацию, которая, посредством введения центрального ценностного компонента, как одного из краеугольных организационных элементов, трансформируется во внутреннюю мотивацию, когда заявленная цель принимается ребенком как своя собственная.
При применении проектного метода как технологии построения курса, вся программа по предмету разбивается на большие тематические блоки-модули, к каждому из которых разрабатывается задание, вокруг которого строится изучение материала. Таким образом, учебный материал используется как ресурс для выполнения проектного задания, а каждый урок представляет собой поиск ответов на вопросы и решение задач, необходимых для реализации поставленной цели. Посмотрим, как при таком построении курса осуществляется работа с понятиями.
Согласно центральному заданию к первому блоку-модулю курса, ребята должны создать инструкцию для домовенка Кузи, которую необходимо изобразить при помощи символов, т.к. домовенок не умеет читать. Таким образом, символ является центральным понятием блока, то есть понятием, которое выходит во главу угла всего модуля. Работа над этим понятием должна вестись на каждом уроке, и главное задание модуля такую систематическую работу должно обеспечивать.
Для детальной проработки понятия символ мы использовали различные виды деятельности:
- объяснение значения слова (предположение);
- проверка своих предположений при помощи словаря;
- самостоятельное продумывание символов;
- изображение символов;
- группировка символов;
- выбор наиболее подходящего символа из группы предложенных;
- объяснение своего выбора;
- раскрашивание выбранного символа;
- составление рассказа-инструкции с опорой на отобранные символы.
Все эти виды деятельности применялись в различных комбинациях на каждом уроке модуля, позволяя постоянно работать над формированием понятия. Таким образом, в данном блоке была проведена многоплановая работа с центральным понятием, дети усвоили не только само слово, его обозначающее, но и детально проработали его содержание.
Необходимо отметить, что в рамках изучения тематического блока отработки также требуют и другие понятия, как предметные, так и метапредметные, и в рамках системно-деятельностного подхода их усвоение также обязательно должно происходить через активную и продуктивную деятельность учащихся. Иными словами, содержание любого понятия должно стать для детей чем-то осязаемым.
В данном блоке-модуле одним из понятий, которые необходимо сделать активными, то есть обеспечить оперативное их использование детьми для реализации своих целей, является адрес. Казалось бы, детям давно знакомо это слово, но, когда мы начали работать над ним, как над понятием, оказалось, что ребята просто оперируют словом по наитию. Причем после разбора содержания понятия у детей все равно оставались сложности с воспроизведением адреса своего дома в правильной последовательности, не пропуская ни одного элемента. Это связано с тем, что у первоклассников преобладает наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное [2] находится на стадии формирования. Понятие адрес же относится к абстрактным. Приведем в качестве примера, иллюстрирующего работу с понятием, фрагмент урока:
У.: Ребята, что же такое адрес? (предположения детей)
У.: Для чего Кузе надо знать свой адрес?
Д.: Чтобы не заблудиться.
У.: Давайте попробуем рассказать Кузе свой адрес. (Ребята называют адрес, возможно с ошибками).
У.: Сейчас мы поработаем в командах, каждой команде я раздам вот такие цветные круги разного размера (по 5 кругов на команду), ваша задача - придумать, какой круг что может обозначать в адресе.
На данную работу отводится 3 минуты, после этого ребята высказывают свои предложения (все команды справились с заданием).
У.: Очень хорошо, а теперь расположите круги, которые у вас обозначают адрес, от большего к меньшему у себя на парте, начиная со страны.
Дети распределяют круги в соответствии с их значениями. С этим заданием все справляются успешно.
У.: Вы отлично справились с заданием и уже готовы поиграть, я буду загадывать какой-то элемент адреса, а вы, посовещавшись 10 секунд, должны поднять круг, символизирующий этот пункт, и назвать что это:
- Я самая большая (страна);
- Я самая маленькая (квартира);
- Я больше, чем квартира, но меньше, чем улица (дом);
- Я меньше, чем страна, но больше улицы (город).
Как видно из примера, дети работают в группах, выполняя различные действия с содержанием понятия: расположение элементов содержания в различной последовательности, сравнение элементов содержания, определение загаданного элемента по определенным признакам.
Благодаря такой детальной проработке, это понятие становится для детей осознанным, осязаемым. В результате ребята с легкостью смогли его использовать для реализации проекта, а значит, научились свободно им оперировать для решения собственных задач.
Понятия также удобно отрабатывать при помощи ролевой игры. Проектная технология обеспечивает условия для использования ролевой игры как системного элемента тематического блока. Рассмотрим данное положение на примере. В блоке-модуле “Земля” ребятам предлагается следующее задание:
Нам написали письмо инопланетяне и просят рассказать о жизни на планете Земля и о том, с какими проблемами земляне сталкиваются.
Сама ситуация, которую создает задание проекта, позволяет учителю использовать образ инопланетянина для сюжетно-ролевой игры. Посмотрим, как можно использовать этот образ для отработки центрального понятия модуля признак. На одном из уроков модуля это понятие потребовалось нам для того, в частности, чтобы разграничить предметные понятия живая и неживая природа. Ребята поняли тему, называли признаки, но все время путались и иногда неуместно использовали слово “признаки”. Для того, чтобы проверить, насколько понятие усвоено и его проработать, учитель предложил детям следующую игру:
У.: Ребята, я - инопланетянин, скажите мне, пожалуйста, вот этот предмет (демонстрирует камень) - живой или нет?
Дети включились в игру и с удовольствием рассказали “инопланетянину” почему камень неживой. При помощи наводящих вопросов они объяснили, что, для того, чтобы определить живой предмет или нет, нужно знать признаки живого, однако, когда “инопланетянин” задал вопрос о том, что же такое признаки, воцарилась тишина. Дети не смогли объяснить понятие и, что очень важно, осознали дефицит собственных знаний. Детям стало интересно и важно объяснить это понятие. Они подбирали различные варианты объяснений, пока не нашли подходящее – «то, что помогает отличить». Только тогда “инопланетянин” “понял” их объяснение.
Такая игра, благодаря тому что в самом задании заложена роль и ситуация, актуальна для всех уроков блока, мы можем играть в эту игру многократно, на разных урока модуля. Детям это не надоедает, они принимают “инопланетянина” как персонажа модуля, который периодически приходит к ним “в гости”. Следовательно, проектная технология, обеспечивая условия для сюжетно-ролевой игры, которая может охватывать целую серию уроков, позволяет нам не только глубоко проработать понятия, но и поддержать внутреннюю мотивацию детей, а также дает возможность постоянного закрепления изученного материала.
Таким образом, проектная технология позволяет превратить процесс обучения в практический опыт и требует его осмысления, обеспечивая на индивидуальном уровне процесс усвоения понятий. Другими словами, ребенок получает возможность для формирования типа мышления, который подразумевает выявление существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями, а значит, для формирования системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, которыми обусловлена способность человека к самоопределению, позволяя нам реализовать цели, поставленные перед системой образования государством.
Список литературы
- Иванов Д.А. Организация работы учащихся с понятиями в образовательном процессе. Понятие./ Д.А. Иванов// Инфоурок, 2019. - №ДБ-751790
- Мангутова Б.И. Особенности мышления младших школьников [infourok.ru]. /Б.И. Мангутова. - Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-mishleniya-mladshih-shkolnikov-3372155.html
- Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ. 2015.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М., 1984.
- Усвоение научных понятий в школе: учебное пособие для вузов/ Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская, Г.А. Будкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019, - 87 с.
- https://prirodaimy.ru/data/documents/MDK-01.-05.-FORMIROVANIE-I-RAZVITIE-PONYaTIY.-LEKCIYa.pdf