Открытый урок по математике в 3-м классе. Тема: «Решение задач по сумме и разности»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика, разность, сумма


Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  • сформировать способность к решению задач по сумме и разности;
  • актуализировать способность к решению составных текстовых задач на нахождение целого и на разностное сравнение, как их составляющей части;
  • тренировать способность к устной и письменной нумерации многозначных чисел; вычислительные навыки.

Мыслительные операции: классификация, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске девиз урока Д-1.

- Прочитайте девиз урока.

«К новым знаньям стремимся, друзья!
Без открытий нам в жизни нельзя!»

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?(Открытию нового знания.)

- А вы стремитесь к новым знаниям? - Почему? Какие эмоции вы испытываете при этом?

- А как мы открываем новые знания? (Мы должны понять, что мы не знаем, и постараться это узнать).

- Как? (Прочитать в учебнике, понаблюдать, спросить у учителя)

II. Актуализация знаний

- Готовясь к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На ТРУДНЕЙШИЕ задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как задаче дать ответ…

- Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач.)

- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (…)

- А вы любите решать задачи? Почему? (…)

- Задачи, какого типа мы научились решать на уроках математики? (На нахождение части и целого, на разностное сравнение, на приведение к единице.)

- У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по Стране Математики и научиться решать задачи нового типа?

- У вас на партах лежат листы самооценки. После каждого этапа нашего урока вы будете себя оценивать, а в конце урока мы подведем итоги. Все ли получилось, с какими трудностями столкнулись?

- Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем.)

Итак, первый этап "Разминка". Это задание находится на обратной стороне листа.

- Я диктую условие задачи.

- Вы должны соединить схему, которая подходит к данной задаче с её решением.

  1. Синица за день пролетает 100 км, а почтовый голубь – на 400 км больше, чем синица. Какое расстояние за день пролетает почтовый голубь?
  2. Турист, путешествующий по Африке, на своем пути насчитал 78 баобабов, а пальм – на 22 больше. Сколько всего деревьев увидел путешественник?
  3. Длина шага мужчины 75 см, длина шага мальчика 50 см. На сколько см шаг мальчика короче, чем шаг мужчины?
  4. У мамы была одна тысяча рублей. Она купила два билета в театр по 300 рублей. Сколько денег у нее осталось?

СЛАЙД 2

- Проверьте, пожалуйста, свои ответы. У кого всё правильно? У кого ошибки? Почему? Оцените свою работу в разминке. Молодцы.

- Скажите, что мы сейчас повторили? (Мы повторили правила нахождения разницы, большего числа, целого и части. Повторили способы решения простых и составных задач.)

- Почему мы это сделали? (Это нам пригодится для открытия новых знаний)

- Какое задание вы получаете после повторения на уроках открытия нового знания? (Задание с затруднением.) Для чего?

СЛАЙД 3

- А теперь схему делать не надо, запишите самостоятельно только решение задачи.

В двух классах 56 человек, причём в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Сколько человек в каждом классе?

- Проверим. Какой ответ вы получили? Варианты ответов детей записываются на доске.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что же вы видите? (Получили разные ответы, кто-то не приступил к решению, мнения разделились.)

- В чём у вас затруднения? (Мы не смогли решить задачу и не можем доказать, чей ответ верный.)

- А когда возникает затруднение, что надо сделать? (Остановиться и подумать.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель указывает на схему с буквами на доске.

- Что обычно вам помогает при решении любой задачи? (Схема.)

- Давайте и теперь обратимся к ней за помощью.

- Что известно в задаче: большее число, меньшее число, сумма, разность? (Сумма и разность.)

- Что нужно найти? (Большее число и меньшее число.)

- Как бы вы назвали такой тип задач? (…)

- В математике такие задачи называют задачами на нахождение величин по их сумме и разности или короче задачи по сумме и разности.

- Как вы думаете, почему? (…)

- Сформулируйте тему урока. (Задач по сумме и разности.) СЛАЙД 4

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать способ решения задач по сумме и разности.)

- Сегодня я вам буду помогать узнавать способ решения задач нового типа.

5. Реализация проекта выхода из затруднения

- Давайте заполним нашу схему.

- Что нам дано? (Сумма – 56 и разность –2.) Дети у доски заполняют схему.

- Что нужно узнать? (Сколько детей в каждом классе или большее и меньшее значение.)

- Классы одинаковые? Нет.

- А если бы данные величины были бы одинаковыми, мы бы смогли решить эту задачу? ( Можно из схемы убрать разность, чтобы детям было наглядно видно 2 одинаковых отрезка.)

- А как? (Мы бы сумму разделили на 2.)

- А что нужно сделать, чтобы 2 части стали равными? (Вычесть разность.)

Учитель тоже убирает разность со схемы.

- Что мы сейчас убрали? (Разность.)

- Что произошло с суммой, когда убрали разность? (Она стала меньше.)

- На сколько? (Она стала меньше на разность.)

- Итак, какой первый шаг вы сделали? (Из суммы вычли разность.)

На доске появляется карточка.

    С - Р

- Посмотрите, чему равен каждый из получившихся отрезков? (Меньшему числу.)

- И таких отрезков у нас два, то есть у нас получилось удвоенное меньшее число.

На доске появляется карточка.

С - Р

= удвоенное меньшее число

- Что вы можете найти, зная сумму одинаковых отрезков? (Длину одного отрезка.)

- Длину какого отрезка вы получили? (Длину меньшего отрезка.)

1: 2=М

- Как теперь найти длину большего отрезка? (Надо к меньшему числу прибавить разницу.)

На доске появляется карточка.

М+Р= Б

- Итак, алгоритм чего вы сейчас создали? (Алгоритм решения задачи по сумме и разности.)

- Сколько действий будет в решении задачи по сумме и разности. (Три действия.)

1 ученик решает у доски, остальные записывают решение в тетради.

  1. 56 – 2 = 54 (ч.) – удвоенное число учеников
  2. 54 : 2 = 27 (ч.) – во II классе
  3. 27+2 = 29 (ч.) –в I классе.

Ответ: 27 учеников, 29 учеников.

- В этом алгоритме вы нашли удвоенное меньшее число. Попробуйте найти другой способ решения этой задачи и составить алгоритм ее решения.

- Как еще можно сделать обе части равными?

К меньшему числу прибавить разность.

Карточка

С + Р

= удвоенное большее число

- Что вы можете найти, зная сумму одинаковых отрезков? (Длину одного отрезка.)

- Длину какого отрезка вы получили? (Длину большего отрезка.)

На доске появляется карточка.

1:2=М

- Как теперь найти длину большего отрезка? (Надо к меньшему числу прибавить разницу.)

На доске появляется карточка.

Б–Р=М

Физминутка.

- Настало время немного отдохнуть после напряженного умственного труда.

- На уроках математики физминутки тоже математические.

- На доске записано сегодняшнее число. (4.12.2019) СЛАЙД 5

- Я сотру точки. Прочитайте многозначное число, которое поучилось.(4 122 019– четыре миллиона сто двадцать две тысячи девятнадцать.) СЛАЙД 6

- Цифра, которая стоит в разряде единиц миллионов, подскажет, сколько раз хлопнуть в ладоши (4 раза)

- Цифра, которая стоит в разряде единиц тысяч, подскажет, сколько раз присесть. (2 раза)

- А цифра в разряде десятков тысяч – сколько раз повернуться вокруг себя (2 раза).

- А цифра в разряде единиц – сколько раз подпрыгнуть. (9 раз).

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Мы составили алгоритм, что же можете делать теперь? (Решать задачи.)

- Итак, давайте попробуем применить наш алгоритм при решении задач.

- С. 8, № 3(а)

- Прочитайте задачу по себя.

- Назовите тип задачи. (Задача по сумме и разности.)

- Объясните первый шаг решения задачи. (От суммы отнимаем разницу, получаем удвоенное меньшее число: 248 – 8 = 240 марок.)

- Объясните второй шаг. (Удвоенное меньшее число делим на 2, получаем меньшее число: 240 : 2 = 120 марок.)

- Объясните третий шаг. (К меньшему числу прибавляем разность, получаем большее число: 120 + 8 = 128 марок.)

По 1 у доски с комментированием остальные, остальные – в тетради.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Мы замечательно решили задачу вместе. Что теперь предлагаете сделать? (Поработать самостоятельно.)

- С. 8 № 3 (запись в учебнике)

Одна группа работает. Задача на карточке.

- Поверьте себя по эталону. СЛАЙД 7.

- У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (…)

- Кому все удалось?

- Молодцы! Оцените себя в листе самооценки за самостоятельную работу.

Проверка задания в группе. Оцените себя.

8. Включение в систему знаний и повторение

- Какие действия вы выполняли при решении задач? (Сложение, вычитание, деление.)

- А какие действия не выполняли? (Умножение.)

- Предлагаю восполнить этот пробел и выполнить задание № 5 на с. 9.

- Посмотрите внимательно на выражения. Какой столбик можно назвать лишним? (Второй, так как в примерах других столбиков первый множитель оканчивается нулем.)

- Попробуйте посчитать устно.

По одному с места с проговариванием 2 столбика.

- Значения каких выражений трудно найти устно? (В выражениях 3 и 4 столбиков.)

- Решите примеры 4 столбика в тетради, делая запись в столбик.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по образцу на доске.

Открыть образец на доске.

- Каковы результаты выполнения этого задания? У кого все правильно? У кого ошибки? Что надо делать, чтобы их не было?

Оцените себя в листе самооценки.

Если останется время, решить уравнения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ну что ж, наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято делиться впечатлениями и подводить итоги.

- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?

(Научиться решать задачи по сумме и разности.)

- Почему так назван этот тип задач? (Потому что мы находим неизвестные величины по их сумме и разности.)

- Достигли ли вы цели? (…)

- Расскажите путь решения задачи по сумме и разности по алгоритму.

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Выберите предложение для себя? Как будете действовать?

- Оцените свою работу на уроке на листе самооценки.

Домашнее задание

  • стр. 8 № 3 (б) - двумя способами;
  • на выбор: № 6 (3 столбик) или №9 (а);
  • по желанию: придумать задачу по сумме и разности.