Ноосферное мышление – безусловно, это единственный выход для человечества из экологического тупика. Для его формирования много что делается, но еще больше предстоит сделать. Детский, юношеский возраст – пожалуй, наиболее благоприятная почва для адекватного восприятия большинства гуманистических и просветительских идей. Однако, современная молодежь, воспитанная на Рор-культуре, погружаясь в призрачный, иллюзорный мир виртуальной реальности, все дальше отрывается от повседневной действительности. Анонимность и вседозволенность социальных сетей, открывая большие перспективы в общении, с другой стороны позволяют лукавить, скрывая свое настоящее «Я». Таким образом, проблема реального общения для подрастающего поколения – это действительно серьезная проблема.
Педагогическая технология «Дебаты» оказывается очень своевременной и актуальной в настоящий момент. Она способствует:
- освоению культуры и техники повседневной и научной полемики;
- формированию навыков развернутых публичных выступлений;
- развитию исследовательских знаний и умений;
- проявлению и развитию навыков актуализации знаний.
Но самое главное, она создает фон для достаточно сложного, межличностного взаимодействия, где слово имеет ценность, где свои интересы направлены на интересы команды, где не только речь, но и все поведение способствуют достижению поставленной цели.
Умение отстаивать свою точку зрения, а прежде всего ее иметь, толерантность по отношению к оппоненту, умение управлять своими эмоциями и держать свои чувства в определенных рамках, мгновенно анализировать ситуацию и находить правильный выход из, казалось бы, безнадежного состояния – все это воспитывается и отрабатывается в ходе реализации педтехнологии «Дебаты».
Остановимся более подробно и рассмотрим Дебаты, состоявшиеся в МБОУ СОШ №11 г.Тамбова, в рамках тематической недели учебных предметов естественнонаучного цикла.
Общая тема «Дебатов» - «Человек и Земля – взаимоотношения».
Тезис команды Утверждения: «Человек сохранит Землю (По законам Ноосферы)».
Тезис команды Отрицания: «Человек погубит Землю (Предчувствие Апокалипсиса)».
Данные тезисы достались командам в ходе предварительной жеребьевки.
Во время подготовки к «Дебатам» каждая команда, кроме основных участников (Спикер 1, Спикер 2, Спикер 3), располагала еще целым штатом помощников, которые помогали в формировании кейса (Кейс – совокупность материалов, раскрывающих позицию команды, участвующей в дебатах). Это были поиски необходимой информации, ее селективный отбор, распределение по этапам, создание эмоционального фона выступления спикеров, усиление позиций за счет поддержек (аргументы, доказательства, ссылки на авторитетные мнения и т.д.).
Для раундов «Перекрестных вопросов», в помощь основным спикерам, в состав команды был введен еще один участник. На него возлагалась ответственность за анализ выступления спикеров команды оппонентов. Именно он задавал соперникам вопросы, внимательно отслеживая предлагаемые аргументы, доказательства, факты. В ходе последующей рефлексии – все участники дебатов признались, что раунды вопросов и ответов оказались наиболее напряженными. Для подростков было сложно сдерживать себя, прежде всего в эмоциональном плане, выслушивать ответы соперников, при этом, не вмешиваясь в процедуру дебатов, не переходя на личности, соблюдая установленный регламент.
В качестве поддержки обе дебатирующие стороны использовали цитаты, принадлежащие авторитетным личностям.
- Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых.
Ф. Энгельс
- В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум.
В.И. Вернадский
- То, что выигрывается с одной стороны, теряется с другой.
- Фактически человек уже десятки веков смотрит лишь на себя.
- Все созидается лишь ценой соответствующего разрушения.
Пьер Тейар де Шарден
- Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Бэкон Ф.
На самом деле, цитирование – это сложная и ответственная процедура, так как подразумевает не только уместное применение высказывания, но и достаточно полное представление об ее авторе.
Для усиления эмоционального воздействия, каждая команда использовала мультимедийные презентации. Однако, подход к их созданию и способ демонстрации были различны. Команда утверждения продемонстрировала видеоряд авторских фотографий, призванный показать красоту родного края, сдвинув при этом акценты в сторону позитивных примеров взаимодействия человека и природы. Одновременно звучали стихи, написанные в процессе подготовки к дебатам одним из участников команды. Показ завершал выступление третьего спикера, как бы подводя итоговую черту. Команда отрицания, создав полноценную презентацию на основе материалов Интернета, использовала ее во втором раунде как иллюстрацию к приводимым фактам и доказательствам. Данный прием позволил быть более аргументированными и убедительными на данном этапе.
Судейство – важный элемент дебатов. В этот раз наряду с официальными судьями (учителя и ученики 11 класса) было выбрано еще и альтернативное жюри из зрителей. Их голосование проходило с помощью цветных флажков (красный цвет – цвет опасности – команда Отрицания и зеленый цвет – цвет природы – команда Утверждения).
Вариантов судейских протоколов существует много. Мы использовали протокол, оценивание в котором строится по системе трех «С».
- Содержание – умение аргументировать свою позицию.
- Структура – умение организовать материал своего выступления.
- Способ – умение эффектно представить свою позицию.
Подводя итоги, состоявшейся игры в рамках педагогической технологии «Дебаты» с общей темой «Человек и Земля: взаимодействие» следует отметить ее своевременность, актуальность и целесообразность, в том числе и для формирования элементов ноосферного мышления у обучающихся старших классов.