Чтение на уроках английского языка как средство формирования языковой компетентности учащихся

Разделы: Иностранные языки

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: аудирование, речевое общение, чтение вслух


Чтение на уроках английского языка как средство формирования языковой компетентности учащихся.

 

«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.
Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете,
как интересно взять человека, наделить его новой речью
и с помощью этой речи сделать его совершенно иным».
Бернард Шоу

Основной (но, разумеется, не единственный) способ
своего интеллектуального развития – чтение.
Д.С. Лихачев

Образовательная область «Филология» («Языки и литература») занимает в настоящее время одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования. Она представляет собой обязательную лингвистическую часть Базисного учебного плана (БУП) и включает русский язык, литературу и иностранный язык.

Мы поставили перед собой задачу объяснить ценность гуманитарных наук и доказать, что обучение гуманитарным наукам и гуманитарные исследования имеют ценность.

Гуманитарные науки – это совокупность дисциплин, изучающих речь, действие и продукты творческой деятельности людей, благодаря которым люди создают осмысленный мир. Это находит свое отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. На сегодняшний день определены основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. В основе Стандарта системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим возрастает значимость предмета «Английский язык».

Термин «языковая компетенция» обозначает способность понимать и выдавать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Языковая компетенция – это знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Поэтому, компетенция для ученика – это образ его будущего освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

Сегодня более подробно остановимся на чтении.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Существует несколько видов чтения, каждый из которых я использую на уроках английского языка:

1) изучающее – внимательное вчитывание в текст с целью максимально полного и точного понимания его содержания, а также с целью запоминания информации, в нем содержащейся, для дальнейшего использования. Если вы используете этот вид, вы должны понимать не только главную, но и второстепенную информацию, применяя для этого все доступные средства для раскрытия языковых явлений, с которыми ранее вы не сталкивались;

2) ознакомительное – данный вид используется для извлечения основной информации из текста. При использовании такого вида большое внимание уделяется воссоздающему воображению читателя, благодаря которому появляется возможность восполнить смысл текста хотя бы частично. Ознакомительное чтение подразумевает понимание основного содержания, а также отделение главных фактов от второстепенных;

3) просмотровое используется для получения общего представления об информации, содержащейся в тексте;

4) поисковое предполагает умение находить в тексте те или иные элементы информации, которые на данном этапе являются значимыми для чтеца.

В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Исходя из этого, хотелось бы предложить вам ряд дополнительных упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений

1. Odd one out (убери лишнее слово):

a) Pet, red, pen, Pete, hen.

b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns (распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

3. Flashing a card. (Промелькнувшая карточка)

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные комплекты карточек.

4. Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары")

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".

5. Three in a row! ("Три подряд!")

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее, приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: "Three in a row". Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.

Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику чтения.

6. Whispers. ("Испорченный телефон")

Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка – слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.

7. Pass the ball. ("Передай мяч")

Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.

8. Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями)

Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".

Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.

Второй уровень обучения чтению

Чтение текста

На первой ступени обучения работы с текстом необходимым является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение «Shared reading». Цель этого упражнения – учить читать вслух текст, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл.

1. Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.

2. Учитель читает вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте.

3. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.

4. Попросить детей высказать свое мнение о прочитанном тексте.

5. Нежелательно просить ребенка читать текст остальным в классе, так как другие дети могут потерять интерес к чтению или просто не понять и не услышать чтение одноклассника. Лучше организовать чтение вслух, как парную работу или попросить отдельных детей читать текст в тот момент, когда остальные заняты другими заданиями.

Постепенно обучение детей чтению в начальной школе должно становиться разнообразным. Детям необходимо знакомиться с разными видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д.

Стратегия работы с тексом состоит из трех этапов:

1. Предтекстовый этап.

2. Чтение текста.

Если дети еще плохо читают, то необходимо заинтересовать их перед чтением, ввести незнакомые ключевые слова, так как они легко могут испугаться сложного на их взгляд текста.

Например, Guess and find out

Цель: мотивировать детей к чтению, учить предсказывать и догадываться о верности утверждений, находить в тексте необходимую информацию.

Предтекстовый этап

1. Разделить класс на пары.

2. Ввести детей в тему и раздать утверждения.

The blue whale is the largest animal in the world.
A baby wale is five metres long when it is born.
An adult blue whale can weigh more than 100 tones.
The blue whale can stay under water for an hour.
The blue whale has sharp teeth.
The blue whale eats big fish.

3. Дети в парах решают, какие из утверждений верные, а какие нет. Затем высказывают своё мнение: We think number one is false because the elephant is the largest animal in the world. Правильные ответы пока не сообщаются.

Текстовый этап (чтение текста)

4. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.

The blue whale is the largest mammal in the world. When it is born, a baby whale is about seven metres long and weighs nearly two tons. For about six months it feeds on its mother’s milk. By the time it is fully grown, the blue whale can be thirty metres long and weigh 130 tons.

It can stay under water for about an hour before it comes to the surface to breathe.

The blue whale has no teeth and is harmless to other fish. It eats very small sea creatures. In spring and summer it eats four tons of food a day.

Послетекстовый этап

5. В конце, дети проверяют ответы (1T, 2F, 3T, 4T, 5F, 6F) и сообщают, какие факты из текста о синем ките их удивили.

Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей.

В среднем и старшем звене упражнения для обучения чтению я могу разделить на две группы:

Первая группа упражнений

Направлена на овладение средствами осуществления деятельности, т.е. языковым материалом. Читающий должен узнавать языковые единицы мгновенно, а для этого в памяти учащегося должен быть отчётливо и прочно запечатлён набор их дифференциальных признаков. Для создания зрительного образа слова могут быть использованы следующие упражнения:

  • запись слов (с учебника, доски);
  • написание полностью слов, данных с пропущенными буквами;
  • нахождение в ряду данных слов одинаково написанных или же различающихся одной буквой.

Особую подгруппу составляют упражнения, направленные на восстановление звукового образа слова по зрительному образу (озвучивание):

  • выбор слова по какому-либо признаку из ряда данных (например, содержащих одинаковый звук, но имеющих разное написание – dive, by; произносимых одинаково, но имеющих различное написание – two, to, too; рифмующихся слов – cat-fat, line-dine);
  • группировка заданных слов по какому-либо признаку (выделить слова, содержащие краткий звук, долгий звук;
  • чтение слов, содержащих одну и ту же букву, но читающихся по-разному- die – kill, blood – mood.

В основе работы над словосочетанием должно лежать точное его понимание. Помимо перевода этой цели служат задания, аналогичные тем, которые подходят для изолированных единиц, а также задания на замену отдельных компонентов в словосочетании.

На материале предложений можно использовать следующие упражнения:

  • частичный перевод на родной язык;
  • заполнение пропусков в предложении одним из данных слов;
  • грамматический анализ предложения (для установления смысловых отношений между словами);
  • найти пары предложений, выражающих одну и ту же мысль;
  • соединить два предложения подходящим по смыслу союзом;
  • сокращение и расширение предложений;
  • выделение ключевых слов.

Вторая группа упражнений для обучения чтению на английском языке

Направлена на овладение учащимися способами смысловой переработки информации. Как правило, при чтении текста читающий пользуется одновременно несколькими приёмами (в зависимости от цели чтения тот или иной из них может становиться преобладающим), что требует комплексного применения ряда соответствующих умений. Можно выделить шесть основных умений, которые считаются необходимыми для всех видов чтения:

  1. умение что-то выделить в тексте (основную мысль, требуемую информацию);
  2. умение обобщить изложенные факты;
  3. умение соотнести отдельные части текста (организовать изложенные факты в логическом, хронологическом порядке);
  4. умение сделать вывод (вывести суждение) на основе фактов текста;
  5. умение оценить изложенные факты в целом;
  6. умение интерпретировать (понять подтекст).

Проверяя, насколько учащиеся поняли текст, учитель спрашивает их индивидуально. Для этой цели могут быть предложены следующие упражнения:

1. на начальном этапе:

Read and draw;
Here are the questions. Find the answers in the text;

Find the following sentences in the text (даются русские эквиваленты);

Correct the following statements which are not true to fact;

Read the sentences you find most important in the text.

2. на среднем и старших этапах:

Answer the questions;

Tell your classmates what/ who/ when/ where/ why…;

Read the words (the sentences) to prove what you say;

Translate the text (как письменно, так и устно);

Write a short annotation of the text.

Если текст для чтения лёгкий, т.е. не содержит незнакомых слов, неизвестного грамматического материала, то учитель использует задания, связанные с говорением, с активным использованием словарный запас, например, вопросы по тексту. Вопросы задаются также и с целью проверить понимание прочитанного. Работа должна проходить в быстром темпе, т.к. скорость играет значительную роль в достижении желаемых результатов. Если ученик не готов отвечать, учитель не ждёт. Но все до единого учащиеся должны иметь шанс ответить на вопрос. После этого – пересказ текста. Один из учеников начинает, другой продолжает.

Если же текст трудный и ученики вынуждены пользоваться словарями, то тогда тактика работы изменяется. Задача учеников не просто получить какую-то информацию, но и улучшить знание изучаемого языка.

Поэтому следует проделывать следующие виды работ:

1) лексическая работа – помогает ученикам обогатить их словарный запас;

2) грамматическая – помогает повторить и систематизировать знания учащихся по грамматике;

3) стилистическая – помогает ознакомиться со стилистическим использованием слов и грамматических форм.

Задания, главным образом, имеют следующие формы:

find…and...read;

find…and...translate;

find…and...analyse;

answer...the...questions.

Выбор упражнений зависит от успехов учащихся, а также от используемого материала.

На уроках английского языка в сарших классах я использую Jigsaw reading (чтение – загадка), параллельное чтение и совместное чтение.

Jigsaw reading представляет собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других).

Параллельное чтение – это прием, когда учащиеся читают разные тексты по одной и той же проблеме (теме) и затем обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности.

Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию и вместе они дают полную картину извлечения разной информации из одного и того же текста.

Таким образом, коммуникативность в обучении чтению достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов речемыслительных задач и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования. Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. А это означает, что хорошо обучены, обладают познаниями и опытом, способны самосовершенствоваться далее.

Итогом данной деятельности являются призовые места детей в конкурсах различного уровня (Всероссийский творческий конкурс «Новая школа» Номинация: «Детские исследовательские и научные работы, проекты» Работа: «Дом моей мечты», победитель 1 место – Коджа Вероника Михайловна), успешная сдача ОГЭ (2017 г. – Череватая Полина – 59 баллов – «5», 2019 г. – Афонникова А. – 67 баллов – «5», Ильясов Динар – 62 балла, «5», Стриганов Максим – 61 балл – «5»), количество отличников в разных классах (Урупаха Анна – 2017 г. – аттестат особого образца, Заболотских Ульяна, Султанмутова Алия, Кибальная Анна, 2019 г. – Федосеева Карина, Гумметов Умид) и т.д.