Развитие математических способностей дошкольников посредством развивающих пособий

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развивающие пособия


Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Одним из способов развития математических способностей являются развивающие пособия. В этой статье мы хотим поделиться опытом работы с некоторыми из них.

Игра «Кубики для всех»

(Рисунок 1)

Положив перед собой рисунок-задание, ребенок строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т.д.

По сути, ребенку приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть работы представляет собою мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться взрослым, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Яркие детали, разнообразие форм, возможность конструирования привлекает детей разного возраста. Малыши собирают плоскостные фигуры: коврики, дорожки… Детей постарше легко привлечь к конструированию по схемам. Из опыта, можно сказать, что это пособие никогда не останется пылиться на полке.

Счетные палочки Кюизинера

(Рисунок 2)

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенера разработал универсальный дидактический материал по развитию у детей математических способностей. Палочки Кюизенера, их еще называют «числа в цвете», являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Начать играть в палочки Кюизенера можно даже с малышом полутора-двух лет. На первых ознакомительных заданиях можно начать с изучения цветов. Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, ребенок сможет легко освоить основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое. Помимо занятий, нацеленных на развитие математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление.

Блоки Дьенеша

(Рисунок 3)

Большой интерес по развитию интеллектуальных способностей представляют развивающие игры с логическими блоками Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже - по трем  и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Эта универсальность и гибкость заданий очень удобна в работе, в ежедневных занятиях. Данное пособие дает возможность придумывать игры совместно с детьми, что дополнительно повышает эффективность занятий.

Существует несколько вариантов игры с блоками Дьенеша.

Одна из них - это игра «Цепочка»

(Рисунок 4)

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Вариантов построения цепочки очень много, для младшего возраста можно использовать одно условие, например, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины).

Для детей старшего возраста можно усложнить, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

По такому же принципу можно играть в дидактическую игру «Домино», используя блоки Дьенеша.

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Уникуб»

(Рисунок 5)

Игра «Уникуб». Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

Для интеллектуально деятельных людей «Уникуб» может стать и объектом соревнования, и объектом исследования его богатейшего математического содержания.

Широкий диапазон заданий «Уникуба» может использоваться как игра для детей от 2-х до 15-ти лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Она состоит из 27 кубиков, разноокрашенных в три цвета: красный, синий и желтый. Первое впечатление - нет одинаково окрашенных кубиков, все двадцать семь кубиков разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика шесть. Потом оказывается, что кроме единственных есть и восемь триад.

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Разработаны 60 заданий к данному пособию. В книге они располагаются по мере усложнения. Иногда достаточно одного задания и реже – 2–3, в зависимости от возможностей ребенка.

Чтобы не отпугнуть детей сложностью заданий, мы в своей работе, сопровождаем процесс конструирования сказочным сюжетом. Можно предложить ребенку собрать не фигуру по схеме, а домик для мышки или ворота для машины.

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Мы думаем, что занятия с использованием представленных нами пособий могут способствовать развитию таких качеств. Будем рады, если наш обзор пособий вызвал в вас интерес к этим играм, если мы смогли показать вам новые возможности для вашей дальнейшей работы.