Конспект интегрированной ОД в старшей группе «Путешествие в страну Волшебной бумаги» по образовательной области «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.

Задачи:

  • познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изготовление бумаги в современном мире;
  • способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги в процессе исследовательской деятельности;
  • познакомить со свойством бумаги - намокать, становиться тяжёлой, на примере закрученных кувшинок
  • закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе;
  • обогатить представления детей о свойствах бумаги, картона;
  • формировать у детей умения самостоятельно делать выводы; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Бумага»;
  • привлечь детей к коллективному созданию образа цветка, способом оттиск (смятие бумаги), развивать творческое воображение, мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к предметам из бумаги.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие».
  • Физическое развитие
  • Социально-коммуникативное

Предварительная работа:

  • рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги;
  • беседа с детьми, о том из чего делается бумага;
  • проведение опытов и экспериментов с бумагой;
  • изготовление поделок из бумаги.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, стеллажи для «музейных экспонатов», различные разновидности коробок, предметы из бумаги, поделки из бумаги, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, копировальная бумага, гуашь, влажные салфетки).

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку. Я  принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит, нам подскажет загадка:

«Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой,
Но при этом, она бывает и деньгами. Что это? Догадайтесь сами.

Дети. Бумага.

Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно. А нужна ли нам бумага? (Да)

Ребята, мы с вами уже знакомились с бумагой, и вы знаете некоторые её свойства. А вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге? (Да) Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде в страну Волшебной бумаги (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).

Мы с вами прибыли на станцию «Историческая».

Что же на этой станции мы сможем узнать о бумаге?

Ребята, я хочу у вас спросить, кто-нибудь из вас знает, на чём в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги? (Примерные ответы детей).

Воспитатель: Давайте подойдём к экрану и посмотрим презентацию. Будьте очень внимательны, п.ч.потом я вам задам вопрос, на который вы сможете ответить, если будете внимательно смотреть и слушать.

Просмотр слайдов презентации

  • Одни народы писали на сырых глиняных плитах.
  • Другие, на дощечках залитых воском, выдавливая острыми палочками.
  • Древние Египтяне научились делать свой материал для письма из растения папирус.
  • Многие народы писали на коже животных, очищенной от жира и шерсти.
  • На Руси писали на берёзовой коре-бересте.
  • Раньше всех изобрели бумагу китайцы.

Воспитатель: Так что же люди научились делать раньше: писать или делать бумагу. (Дети отвечают: люди научились писать раньше)

Воспитатель: Ребята, а нам пора отправляться дальше (под музыку дети двигаются по залу).

Воспитатель: А эта станция называется: «Музейная».

Выходит ребёнок-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Это мини-музей волшебной бумаги, здесь собраны предметы, сделанные только из бумаги. Подойдём к первому стеллажу. Что здесь находится?

Дети: Коробка из-под конфет, пакет из-под молока, коробка из-под обуви, коробка от зубной пасты, коробка от лекарства…

Ребёнок-экскурсовод: Скажите, а что общего у всех этих предметов?

Дети: Все они сделаны из картона.

Ребёнок-экскурсовод: Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?

Дети: Картон толстый, прочный, хорошо сохраняет вещества и предметы, которые находятся внутри коробок.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Картон – это разновидность бумаги, он толстый, прочный и он нужен людям.

Ребёнок-экскурсовод: Подойдём ко второму стеллажу. Здесь лежат книги, журналы, альбомы, газеты, раскраски. Скажите, что общего у этих всех предметов? Какая от них польза человеку?

Примерные ответы детей: Все они сделаны из бумаги. Книги, журналы, газеты нужны человеку, чтобы читать, а альбомы, раскраски, чтобы рисовать.

Ребёнок-экскурсовод: Ребята, а нет ли на стеллаже лишнего предмета?

Дети. Диск.

Ребёнок-экскурсовод: Как вы думаете, почему работники музея его положили на этот стеллаж, ведь он сделан из другого материала? Может что-то объединяет эти предметы? (Примерные ответы детей).

Воспитатель. Время идёт, на смену бумаги приходят компьютерные технологии. Сейчас людям удобнее записывать информацию на диски, флэш-карты. Спасибо, за интересную экскурсию, а наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).

Воспитатель: Мы прибыли с вами на станцию «Почемучки», где находится лаборатория, предлагаю провести несколько экспериментов из бумаги.

Я хочу познакомить вас с бумагой, она называется – копировальная. Кто-нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Интересно, почему же её так назвали? Предлагаю провести эксперимент, и может тогда, вы узнаете, почему такое название? Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать?

Примерные ответы детей: Бумага тонкая, шуршит, она разного цвета…

Воспитатель: Обратите внимание, что одна сторона бумаги жирная на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски. Предлагаю провести эксперимент, положите жирной стороной на лист бумаги, и проведите карандашом линию. Посмотрите, что получилось?

Примерные ответы детей: Остался след.

Воспитатель: Теперь переверните копировальную бумагу и проведите линию, что вы видите? Какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод, что бумага оставляет след, если её положить жирной стороной на лист бумаги.

Вывод: Бумагу называют копировальной, п.ч. она оставляет след, если её положить жирной стороной на лист бумаги.

Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета след оставит копировальная бумага другого цвета. Возьмите разноцветную копировальную бумагу и напишите первую букву своего имени. (дети выполняют работу)

Воспитатель: А мы продолжаем наши эксперименты. У вас на столах лежат цветы, обследуем их.

Примерные ответы детей: Эти цветы сделаны из тонкой бумаги, они жёлтого и белого цвета.

Воспитатель: Эти прекрасные кувшинки закрылись, потому что уснули. Давай.те разбудим их Мы с вами опустим их в воду и понаблюдаем.

Дети встают из-за стола и опускают цветы в воду.

Звучит релаксационная музыка.

Дети наблюдают за тем, что происходит с цветами..

Какой вывод можно сделать?

Дети: Кувшинки раскрылись, п.ч. бумага намокает и становится тяжёлой.

Воспитатель: А наше путешествие продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу). Мы приехали с вами на станцию «Цветочная».

Воспитатель: Вы приехали на станцию «Цветочная».

Ребята, а вы знаете, как в современном мире изготавливают бумагу?

Дети: Да. (Проговариваем процесс изготовления бумаги)

Просмотр слайдов.

  • Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.
  • Их спиливают, везут на деревообрабатывающие комбинаты.
  • Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку.
  • Несколько часов варят, добавляют красители, потом бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.
  • А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны, разрезают и отправляют в магазины.

Воспитатель Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?

Примерные ответы детей: Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.

Воспитатель: Вы знаете, что даже из использованной бумаги можно что-нибудь сделать. Предлагаю сделать работу «Ваза с сиренью» способом смятой бумаги (показ воспитателя).

Воспитатель: Перед рисованием разомнём наши пальчики.

Лист бумаги мы сжимаем и ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем, дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать, будем мы им рисовать.

После рисования ребята любуются букетами сирени и делают вывод, что рисовать цветы можно не только карандашами, кисточкой, но и с помощью смятой бумаги. Даже смятая бумага приносит пользу.

Воспитатель: Предлагаю наши работы подарить в музей бумаги.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Волшебной бумаги, нам пора возвращаться в детский сад. Под песню паровозика дети возвращаются в группу.

Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие?

- Где же мы побывали?

- С каким новым видом бумаги вы познакомились?

- Почему её называют копировальная?

- О каком свойстве бумаги вы узнали?

- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему?