Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.
Задачи:
- познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изготовление бумаги в современном мире;
- способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги в процессе исследовательской деятельности;
- познакомить со свойством бумаги - намокать, становиться тяжёлой, на примере закрученных кувшинок
- закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе;
- обогатить представления детей о свойствах бумаги, картона;
- формировать у детей умения самостоятельно делать выводы; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Бумага»;
- привлечь детей к коллективному созданию образа цветка, способом оттиск (смятие бумаги), развивать творческое воображение, мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к предметам из бумаги.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие».
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное
Предварительная работа:
- рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги;
- беседа с детьми, о том из чего делается бумага;
- проведение опытов и экспериментов с бумагой;
- изготовление поделок из бумаги.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, стеллажи для «музейных экспонатов», различные разновидности коробок, предметы из бумаги, поделки из бумаги, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, копировальная бумага, гуашь, влажные салфетки).
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит, нам подскажет загадка:
«Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой,
Но при этом, она бывает и деньгами. Что это? Догадайтесь сами.
Дети. Бумага.
Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно. А нужна ли нам бумага? (Да)
Ребята, мы с вами уже знакомились с бумагой, и вы знаете некоторые её свойства. А вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге? (Да) Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде в страну Волшебной бумаги (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).
Мы с вами прибыли на станцию «Историческая».
Что же на этой станции мы сможем узнать о бумаге?
Ребята, я хочу у вас спросить, кто-нибудь из вас знает, на чём в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги? (Примерные ответы детей).
Воспитатель: Давайте подойдём к экрану и посмотрим презентацию. Будьте очень внимательны, п.ч.потом я вам задам вопрос, на который вы сможете ответить, если будете внимательно смотреть и слушать.
Просмотр слайдов презентации
- Одни народы писали на сырых глиняных плитах.
- Другие, на дощечках залитых воском, выдавливая острыми палочками.
- Древние Египтяне научились делать свой материал для письма из растения папирус.
- Многие народы писали на коже животных, очищенной от жира и шерсти.
- На Руси писали на берёзовой коре-бересте.
- Раньше всех изобрели бумагу китайцы.
Воспитатель: Так что же люди научились делать раньше: писать или делать бумагу. (Дети отвечают: люди научились писать раньше)
Воспитатель: Ребята, а нам пора отправляться дальше (под музыку дети двигаются по залу).
Воспитатель: А эта станция называется: «Музейная».
Выходит ребёнок-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Это мини-музей волшебной бумаги, здесь собраны предметы, сделанные только из бумаги. Подойдём к первому стеллажу. Что здесь находится?
Дети: Коробка из-под конфет, пакет из-под молока, коробка из-под обуви, коробка от зубной пасты, коробка от лекарства…
Ребёнок-экскурсовод: Скажите, а что общего у всех этих предметов?
Дети: Все они сделаны из картона.
Ребёнок-экскурсовод: Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?
Дети: Картон толстый, прочный, хорошо сохраняет вещества и предметы, которые находятся внутри коробок.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Картон – это разновидность бумаги, он толстый, прочный и он нужен людям.
Ребёнок-экскурсовод: Подойдём ко второму стеллажу. Здесь лежат книги, журналы, альбомы, газеты, раскраски. Скажите, что общего у этих всех предметов? Какая от них польза человеку?
Примерные ответы детей: Все они сделаны из бумаги. Книги, журналы, газеты нужны человеку, чтобы читать, а альбомы, раскраски, чтобы рисовать.
Ребёнок-экскурсовод: Ребята, а нет ли на стеллаже лишнего предмета?
Дети. Диск.
Ребёнок-экскурсовод: Как вы думаете, почему работники музея его положили на этот стеллаж, ведь он сделан из другого материала? Может что-то объединяет эти предметы? (Примерные ответы детей).
Воспитатель. Время идёт, на смену бумаги приходят компьютерные технологии. Сейчас людям удобнее записывать информацию на диски, флэш-карты. Спасибо, за интересную экскурсию, а наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).
Воспитатель: Мы прибыли с вами на станцию «Почемучки», где находится лаборатория, предлагаю провести несколько экспериментов из бумаги.
Я хочу познакомить вас с бумагой, она называется – копировальная. Кто-нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Интересно, почему же её так назвали? Предлагаю провести эксперимент, и может тогда, вы узнаете, почему такое название? Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать?
Примерные ответы детей: Бумага тонкая, шуршит, она разного цвета…
Воспитатель: Обратите внимание, что одна сторона бумаги жирная на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски. Предлагаю провести эксперимент, положите жирной стороной на лист бумаги, и проведите карандашом линию. Посмотрите, что получилось?
Примерные ответы детей: Остался след.
Воспитатель: Теперь переверните копировальную бумагу и проведите линию, что вы видите? Какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод, что бумага оставляет след, если её положить жирной стороной на лист бумаги.
Вывод: Бумагу называют копировальной, п.ч. она оставляет след, если её положить жирной стороной на лист бумаги.
Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета след оставит копировальная бумага другого цвета. Возьмите разноцветную копировальную бумагу и напишите первую букву своего имени. (дети выполняют работу)
Воспитатель: А мы продолжаем наши эксперименты. У вас на столах лежат цветы, обследуем их.
Примерные ответы детей: Эти цветы сделаны из тонкой бумаги, они жёлтого и белого цвета.
Воспитатель: Эти прекрасные кувшинки закрылись, потому что уснули. Давай.те разбудим их Мы с вами опустим их в воду и понаблюдаем.
Дети встают из-за стола и опускают цветы в воду.
Звучит релаксационная музыка.
Дети наблюдают за тем, что происходит с цветами..
Какой вывод можно сделать?
Дети: Кувшинки раскрылись, п.ч. бумага намокает и становится тяжёлой.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу). Мы приехали с вами на станцию «Цветочная».
Воспитатель: Вы приехали на станцию «Цветочная».
Ребята, а вы знаете, как в современном мире изготавливают бумагу?
Дети: Да. (Проговариваем процесс изготовления бумаги)
Просмотр слайдов.
- Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.
- Их спиливают, везут на деревообрабатывающие комбинаты.
- Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку.
- Несколько часов варят, добавляют красители, потом бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.
- А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны, разрезают и отправляют в магазины.
Воспитатель Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?
Примерные ответы детей: Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.
Воспитатель: Вы знаете, что даже из использованной бумаги можно что-нибудь сделать. Предлагаю сделать работу «Ваза с сиренью» способом смятой бумаги (показ воспитателя).
Воспитатель: Перед рисованием разомнём наши пальчики.
Лист бумаги мы сжимаем и ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем, дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать, будем мы им рисовать.
После рисования ребята любуются букетами сирени и делают вывод, что рисовать цветы можно не только карандашами, кисточкой, но и с помощью смятой бумаги. Даже смятая бумага приносит пользу.
Воспитатель: Предлагаю наши работы подарить в музей бумаги.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Волшебной бумаги, нам пора возвращаться в детский сад. Под песню паровозика дети возвращаются в группу.
Рефлексия
- Вам понравилось наше путешествие?
- Где же мы побывали?
- С каким новым видом бумаги вы познакомились?
- Почему её называют копировальная?
- О каком свойстве бумаги вы узнали?
- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему?