УМК: Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобр. школ/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: владеть понятием «вводные слова и вводные предложения», уметь опознавать (находить)вводные слова и предложения, различать группы вводных слов по значению, формировать пунктуационные умения и навыки, отличать вводные слова от омонимичных форм.
Метапредметные результаты: развитие умения соединять художественное воображение со словом, умения интонационно выделять вводные конструкции в устной речи.
Личностные результаты: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания (5 мин.) Планируемый результат: Регулятивные УУД.
|
||
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Проверяет домашнее задание: заслушивает некоторых учащихся. Приглашает 2 учеников к доске для выполнения индивидуальных заданий. |
Отвечают на приветствие учителя. Один из учащихся работает с интерактивной доской. Другой на обычной доске составляет кластер на тему «Осложнение простого предложения». Остальные учащиеся попарно зачитывают тексты, составленные дома с использованием обращений. Определяют |
Работа в парах. Составление кластера. |
II. Формулирование темы и цели урока (4 мин.) Планируемый результат: Коммуникативные, Личностные, Регулятивные УУД.
|
||
Проверяет индивидуальную работу детей у доски. Анализируя кластер, задает вопрос ученикам: какой вид осложнения ПП нами еще не рассмотрен подробно? Обращает внимание на эпиграф к уроку: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово бесспорно, первое и самое чудесное из них» (Л. Успенский) |
Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют тему урока «Вводные конструкции».
|
Проблемный диалог |
III. Создание проблемной ситуации (2 мин.). Решение проблемной ситуации (1 мин.). Работа над выводом (1 мин.) Планируемый результат: Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.
|
||
Предлагает учащимся заполнить первый столбик таблицы «До - ПОЛЕ», в которой нужно зафиксировать те знания, которыми дети владеют в настоящий момент по данной теме. Учитель просит учеников в парах сформулировать по 1 вопросу в данной теме и озвучить их. Комментирует, что составленные вопросы и есть цели урока. Учитель обращает внимание на интерактивное задание. Создает проблемную ситуацию, задавая вопрос: одинакова ли роль слова «возможно» в приведенных предложениях? Каково его значение? Предлагает записать в тетрадь предложения и подумать над вопросами. Для подтверждения или опровержения мнения детей учитель выделяет слова, в результате чего внизу появляется правило, а слово «возможно» в зависимости от ситуации выделяется запятыми. Учитель предлагает ученикам сформулировать вывод: какие слова называются вводными. Учитель вновь обращает внимание на интерактивное задание. Интересуется, чем отличаются вводные слова друг от друга. Учитель просит предположить, где мы можем найти неизвестную нам информацию? |
Отвечают на вопрос учителя, формулируя тему урока. Заполняют первый столбик таблицы «ДО – ПОСЛЕ», комментируя свои записи. Ученики составляют вопросы, озвучивают составленные вопросы к теме, тем самым формулируя цели и задачи урока. Ученики определяют значение и синтаксическую роль слова «возможно» в предложениях, задавая к нему вопрос. |
Работа в парах. Составление кластера. Простой вопрос, таблица «ДО – ПОСЛЕ» «Хочу спросить…» |
IV. Изучение нового материала (7 мин.) Планируемый результат: Предметные УУД.
|
||
Учитель предлагает ученикам открыть учебник (параграф 33), при помощи карандаша отметить на полях учебника в тексте параграфа знаками различной рода информацию: V - уже знал, + новое, - думал иначе, ? не понял. Затем учитель предлагает ученикам проанализировать работу, спрашивая 2-3 учеников. Непонятные ситуации помогает ученикам разобрать. |
Учащиеся записывают в тетрадь предложения, обозначают, что в первом предложении слово «возможно» является членом предложения (входит в состав сказуемого), поэтому его обособлять не нужно, Во втором же предложении, наоборот, к слову «возможно» нельзя задать вопрос. При помощи него выражается неуверенность. Ученики, таким образом, предполагают, что это и есть вводно слово. |
ЭОР |
V. Закрепление нового материала (11 мин.). Физ. минутка. Планируемый результат: Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.
|
||
Учитель предлагает ученикам по рядам выполнить задание электронного модуля (этап 2) по вводным словам, а затем просит по 1 человеку от каждого ряда показать, какие знаки были расставлены и почему. Затем этап модуля проверяется. Учитель предлагает ученикам отдохнуть и поиграть; если они услышат вводное слово в читаемом предложении, то хлопают в ладоши, если нет - молчат. Учитель предлагает в парах составить текст по предложенным вводным конструкциям (слайд 3). Интересуется, чем предложенные вводные конструкции отличаются друг от друга. |
Ученики делают вывод о том, что такое вводное слово, опираясь на собственные наблюдения над предложениями. Ученики либо отмечают, что вводные слова разные по значению, либо находятся в замешательстве, чем вводные слова отличаются друг от друга. Ученики отвечают, что неизвестную информацию можно найти в учебнике. Ученики читают текст параграфа и карандашом отмечают знаками те или иные моменты. |
Инсерт «Полминутки для шутки» |
VI. Итоги (3 мин.) Планируемый результат: Коммуникативные, Предметные УУД.
|
||
Учитель предлагает ученикам пройти интерактивный тест, тем самым подвести итоги урока. |
2-3 ученика озвучивают, какая именно информация оказалась новой, известной или непонятной. Ученики письменно выполняют тест, озвучивают итоги и тем самым подводят итоги урока. |
|
VII. Рефлексия (4 мин.). Домашнее задание (2 мин.) Планируемый результат: Коммуникативные УУД.
|
||
Учитель вновь обращает внимание на таблицу «ДО – ПОСЛЕ», просит заполнить колонку и озвучить то, что каждый записал выборочно). Учитель раздает ученикам листочки с дифференцированным домашним заданием (задание различного уровня). |
Заполняют вторую колонку и озвучивают по желанию свои результаты, начиная предложение с «Я…» Записывают задание в дневнике и определяют для себя, какое именно будут выполнять из предложенных. |
Таблица «ДО – ПОСЛЕ» |