Класс: 9.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: обучающийся должен иметь представление о том, что такое бессоюзное сложное предложение, должен отличать бессоюзное предложение от других типов сложных предложений, должен определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Задачи урока:
- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении
- научить находить бессоюзные сложные предложения
- научить понимать и выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений
- активизировать познавательную деятельность
Оборудование: персональный компьютер с доступом к сети Интернет, программа Skype, электронная рабочая тетрадь в Google-документах.
Планируемые результаты: обучающийся знает, что такое бессоюзное сложное предложение, умеет находить бессоюзные предложения и отличает их от других типов сложных предложений, определяет смысловые отношения в бессоюзном предложении в зависимости от интонации.
Этапы урока:
- Организационный этап.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель приветствует обучающегося. Обучающийся приветствует учителя, открывает электронную рабочую тетрадь.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
‒ Мы изучили сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Сегодня мы познакомимся с новым типом сложного предложения. Для этого повторим изученное с помощью следующего задания.
Задание 1.
Распредели номера предложений в колонки в соответствии с типом предложения.
- .Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
- Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
- С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
- Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
- Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.
- Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
- Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.
ССП | СПП | ? |
‒ Чем похожи ССП и СПП? Чем отличаются ССП и СПП?
‒ Какие предложения вызвали затруднения?
‒ В чем особенности этих предложений? Как они называются?
Ученик заполняет таблицу, отвечает на вопросы, формулирует цель урока.
ССП | СПП | ? |
2, 3 | 1, 4, 5 | 6, 7 |
‒ ССП ‒ это предложения с сочинительной связью, СПП ‒ предложения с подчинительной связью. Простые предложения в составе ССП и СПП соединены союзами или союзными словами. Предложения 6,7 не являются ни ССП, ни СПП, в этих предложениях нет союзов.
‒ Какие предложения мы будем сегодня изучать? Как назвать последний столбик в таблице?
‒ Бессоюзные предложения.
‒ Какова цель нашего урока?
‒ Узнать, что такое бессоюзные предложения.
3. Актуализация знаний.
‒ Сравни предложения:
- Стало холодно, подул ветер.
- Стало холодно: подул ветер.
- Подул ветер ‒ стало холодно.
‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?
‒ Все предложения бессоюзные. В одном предложении стоит запятая, в другом двоеточие, в третьем тире. В первом предложении говорится об одновременных событиях, во втором предложении вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложение вторая часть называет следствие того, о чем говорится в первой части.
4. Первичное усвоение новых знаний.
‒ Продолжи предложение: “Бессоюзное сложное предложение ‒ это такое … предложение, …” и запиши.
‒ Бессоюзное предложение ‒ это такое сложное предложение, в котором простые предложения соединены не союзами и союзными словами, а интонацией и смысловыми отношениями.
5. Первичная проверка понимания.
Задание 2. Найдите бессоюзные предложения.
- Пока живешь, творить добро спеши. (СПП)
- Не рой другому яму – сам споткнешься. (БСП)
- Добро не купишь. (ПП)
- Слабые выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. (БСП)
- Плод, полученный терпением, сахару подобен. (ПП)
- И у моря есть дно, и у терпения есть предел. (ССП)
- Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. (ПП)
- Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. (ПП)
- Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. (БСП)
6. Первичное закрепление.
‒ Какие смысловые отношения существуют между частями сложного предложения?
Сравни интонацию в предложениях с запятой, двоеточием и тире. Чем она отличается в этих предложениях?
- В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки.
- Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы.
- Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
- Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.
- Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.
- Жара усиливалась – становилось тяжело.
- Смелые побеждают – трусливые погибают.
- Лес рубят – щепки летят.
- Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес.
Ученик определяет значения между частями сложного предложения, определяет интонацию в предложениях с запятой, двоеточием и тире.
- В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)
- Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны)
- Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)
- Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)
- Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)
- Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)
- Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)
- Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)
- Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)
- значение перечисления событий
- значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны
- вторая часть объясняет причину названного в первой
- вторая часть поясняет содержание первой
- вторая часть дополняет смысл первой
- вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть
- части противопоставлены
- первая часть указывает на время происходящего во второй части
- первая часть указывает на время происходящего во второй части
7. Рефлексия.
‒ Что такое бессоюзное сложное предложение? Чем оно отличается от ССП и СПП? С какой интонацией произносятся бессоюзные предложения?
Учитель предлагает подвести итог, заполнив таблицу.
Я знал (а) о БСП | Узнал (а) о БСП |
Использованные ресурсы:
- Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова ‒ Просвещение, 2014-2019 г.
- https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-klass-g-tema-bessoyuznoe-slozhnoe-predlozhenie-i-ego-osobennosti-2673855.html
- https://infourok.ru/urok_s_prezentaciey_bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya-182869.htm