Варианты и перспективы дистанционного образования в условиях ДО

Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку», Руководство учебным проектом

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обязательно непосредственное участие родителей в образовательном процессе.

Целевая аудитория дистанционного обучения дошкольников – это дети совместно с родителями. Дистанционное образование детей дошкольного возраста больше вовлекает в учебный процесс родителей (законных представителей), которые затем учат детей. Возможна работа детей и родителей в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Педагог договаривается с родителями воспитанников, какой наиболее оптимальный канал коммуникации будет использоваться в данной группе. В организационных целях целесообразно создание отдельных групповых чатов (бесед) с родителями в мессенджерах.

В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений, организовывается проведение занятий, консультаций, вебинаров на любых платформах с использованием различных электронных образовательных ресурсов. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету: телефон, планшет, ноутбук, ПК.

Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);

- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;

- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через: сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

Дистанционное обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас».

Во время онлайн-обучения воспитанник вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами, родители пишут в чате. Педагог отвечает на вопросы воспитанников и родителей, сам задает вопросы.

Онлайн-обучение можно организовать бесплатно на портале YouTube.

Особенности:

- работа с Mac, PC, Айфон и Айпад, Android;

- под любой операционной системой;

- любое количество слушателей;

- простой интерфейс, понятный новичку.

YouTube – это база для размещения видео-консультаций по актуальным вопросам работы с детьми, видео-занятий, мастер-классов.

Существует много и других сервисов, с помощью которых можно организовать обучение в режиме реального времени.

В бесплатной версии Zoom.us можно проводить онлайн-встречи до 40 минут.

Родители подключаются к встрече через телефон или компьютер.

В Facebook Live трансляция видео идет прямо с Facebook. Создается закрытая группа, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить бесплатно занятия без ограничений по времени.

Трансляции есть в Инстаграм – педагог проводит встречу в своем аккаунте (родители должны быть подписаны на педагога). Можно создать закрытый аккаунт ДО, чтобы вести там онлайн-встречи.

В Skype бесплатной версии можно проводить звонки для группы из 25 человек.

Teachbase – система с удаленным доступом, для создания курса потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.

Другие возможности: бесплатные тарифные планы от MyOwnConference, AnyMeeting или Livestorm.

Максимальное количество участников обеспечат: Zoom Meeting, MyOwnConference, Webinarjam.

Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:

  • использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;
  • использование интернет-ресурсов.

Обучение детей выстраивается через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент: интерактивные игры, видео, текст, рисунки, ссылки и т.д. При помощи интерактивных учебных материалов, воспитанник вместе с родителями, осваивает учебный материал самостоятельно. Для родителей, воспитатели и специалисты предлагают инструкции и рекомендации, организуют консультирование на чате или по электронной почте.

Можно использовать разнообразные учебные материалы, созданные компьютерными специалистами или педагогами. А можно создавать их самим воспитателям и специалистам дошкольной образовательной организации.

Самый простой вариант – это использование для этого программы Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office, с помощью которого можно создавать интерактивные игры, викторины, кроссворды. Используя инструменты гиперссылок и различные анимации, можно получить интерактивный учебный материал по любой теме и возрастной группе.

Удобным и простым приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов является приложение Web 2.0 LearningApps.org.

Этот конструктор может использоваться воспитателями и специалистами дошкольного образования для разработки интерактивных заданий по разным образовательным областям и для применения в дистанционном обучении. Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что дети могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме.

При реализации образовательной программы дошкольного образования воспитатели и специалисты ДО могут использовать дистанционные образовательные технологии образовательных платформ, интернет-ресурсов и сервисов.

Для организации самостоятельной работы родителей с детьми педагоги организуют консультирование и обучение родителей (законных представителей) воспитанников через официальный сайт, персональный сайт педагога, электронную почту. На сайтах размещаются: игры по различным образовательным областям, познавательный материал по теме недели, произведения художественной литературы, презентации и ссылки на сайты, где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком в удобное время.

Группа в социальной сети – есть закрытое сообщество, которое администрируют педагоги. Там размещаются альбомы с фото, обучающие видео, карточки с упражнениями, игры. Это наиболее удобный способ взаимодействия с родителями.

Электронная почта используется педагогами для отправки родителям (законным представителям) индивидуальных заданий для ребенка, находящегося дома, рекомендации, ссылки на и видеозаписи, виртуальные экскурсии, олимпиады и конкурсы.

Мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram, используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

В последние годы в России перед дошкольными объединениями (далее – ДО, стоит множество задач, но в  приоритете, главной задачей является удовлетворение образовательных потребностей личности, решение вопросов её становления. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип построения   образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.  

Современные подходы к организации образовательного процесса в ДО связаны, в первую очередь, с переориентацией современного дошкольного образования на индивидуализацию образовательного процесса, в котором есть особое преимущество: данный процесс обеспечивает каждому воспитаннику возможность достичь планируемых результатов, исходя из его индивидуальных особенностей.

Во ФГОС ДО учитываются:

- индивидуальные потребности воспитанника, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования:

- особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Вопросы, связанные с индивидуализацией, как способом реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности обучающихся, осуществляемого в образовательном процессе школы рассматривают: Ю.К.Бабанский, Е.А.Голант, А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, А.И.Уман и др.

Таким образом, к настоящему времени сложились определенные научные предпосылки, необходимые и достаточные для решения проблемы индивидуализации обучения дошкольников.

Проведенный анализ теоретических исследований, психолого-педагогической литературы, нормативных документов и эмпирических данных позволяет отметить существование многообразие видов, форм и способов индивидуализации. В ДО чаще всего присутствует дифференциация по общим способностям, психологическим особенностям, скорости усвоения материала (так называемая внутренняя дифференциация). В ДО необходимо обеспечить воспитаннику так называемую зону для индивидуального развития, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем происходить это должно в соответствующей среде, в нашем случае в ДО. Однако по объективным причинам не каждый воспитанник может реализовать свой индивидуальный образовательный маршрут в условиях ДО, тогда встает вопрос: «Каким образом мы можем помочь раскрыть его творческий потенциал?”

На помощь всем участникам образовательных отношений могут прийти дистанционные технологии, которые в данных условиях будут использоваться как средство расширения информационного образовательного пространства.

В настоящее время, благодаря развитию информационно - коммуникативных технологий (далее - ИКТ) в области образования, появился новый тип образовательной деятельности - дистанционное образование.

Согласно приказу № 4452 «Методика применения дистанционных образовательных технолоий…», подписанному Министерством образования РФ 18.12.2002, объяснена необходимость обеспечения качественного обучения и развития личности с учетом её индивидуальности, через осуществление дистанционного обучения.

Таким образом, в условиях использования современного оборудования и доступных дистанционных технологий, стало возможно не только ознакомление воспитанника с содержательной стороной образовательной программы, его воспитание и образование непосредственно по месту нахождения (пребывания, но и оказание профессиональной психолого-педагогической консультативной помощи родителям, самостоятельно занимающимся образованием детей).

Востребованность индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании, достаточно четко обозначилась в Москве в последние годы:

- улучшение качества дошкольного образования за счет индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий;

- необходимость индивидуализации обучения с помощью дистанционных технологий очевидна для часто болеющих детей, детей-инвалидов и других категорий обучающихся, не имеющих возможности посещения дошкольной образовательной организации очно;

- потребность в дистанционной форме обучения для дошкольников возрастает в период эпидемий, когда у обучающихся отсутствует возможность посещения детского сада;

- организация дополнительного образования обучающихся, для расширения содержания базового компонента дошкольного образования и снижения учебной нагрузки на воспитанника с учетом возраста и интересов детей;

- развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций и создание системы организационно-педагогических, методических и управленческих решений для индивидуализации обучения с использованием дистанционных технологий.

«Индивидуализация – открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности»А.В.Петровский.

«Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося» Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин.

Индивидуализация образования – создание условий для развития воспитанника не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и особенностей его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми и т.д.

«Дистанционные технологии — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение образовательного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий» С.Л.Лобачев.

Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или неполностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

Как отмечает О.С.Газман, применительно к детям дошкольного возраста, понятие «индивидуализация» включает в себя:

- одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка;

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей;

- создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребёнка;

- создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида, в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, нам необходимо приложить максимум усилий и создать пространство для роста и развития наших детей. Сегодня на всех ложится огромная ответственность за их будущее. Важно, чтобы в семье каждый умел слушать и слышать ребенка, уважал его уникальность и достоинство, потому что потребность ребенка в любви и общении с близкими людьми является фундаментальной и ее удовлетворение – это необходимое условие успешного развития каждого воспитанника.

Список литературы

  1. Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2001.
  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 272 с.
  3. Демкин В., Вымятнин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России. - М.,1998. - № 4.
  4. Овсянников В.И. Структура дистанционного образования.//Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2001. - С.51.
  5. Можаева Г.В. Проектная деятельность в системе дистанционного образования // Теоретико-методологические проблемы исторического познания: Т.2. - Минск, 2001. - С. 114-117.
  6. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 1994. - № 3.