Использование техники модульное оригами в начальной школе

Разделы: Технология

Класс: 4

Ключевые слова: оригами, техника модульное оригами


Цель:

  • Познакомить педагогов с техникой работы с бумагой: модульное оригами;
  • дать рекомендации по применению данной техники в работе с детьми начальной школы.

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами выучить технику «оригами».

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги — кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».

Оригами – традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.

И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».

Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей. Модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Большое количество модулей позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Модульное оригами имеет большое значение для развития детей младшего школьного возраста:

  • модульное оригами учит детей различным приемам работы с бумагой;
  • дает возможность работы с основными геометрическими понятиями;
  • стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу.

Оригами повышает активность,  как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Практическая часть

Модульным оригами я занимаюсь второй набор. Если вначале работа просто хаотичной - делали что захочется, что сумеем. Самым важным для меня было сделать напольную вазу. Теперь я веду эту работу поэтапно. От простого к сложному.

  • В первом классе учились делать сами модули, собирать рамки для фото, рыбки.
  • Во втором усложнили работу – выполнили объемные модели.
  • В третьем классе планирую выполнить изделия из разновеликих модулей.
  • В четвертом классе вероятно должен получится  какой то проект.

Вместе с детьми учусь и я. Учитель конечно должен знать и уметь больше учеников, но я стараюсь сначала сделать сама, что то новое. Учусь, ищу материал в сети интернет, делаю дома, потом предлагаю ребятам. Возможно, найду еще новое,  что то в применении модульного оригами.

Обучение приёмам складывания и соединения треугольных модулей начинаем с того, что учим ребят складывать треугольный модуль.

Этот модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1: 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части.

Тут конечно не обошлось без математики. Дети закрепили свойства квадрата. Проверили углы. Выявили обратную  пропорциональность деления листа на части. Чем мельче модули, тем большее количество модулей получается. Для начала мы взяли  модули размером в 1/8 часть листа.

Как сложить треугольный модуль оригами

1. Сгибаем прямоугольник пополам.

2. Сгибаем и разгибаем, чтобы наметить линию середины.

3. Сгибаем края к середине.

4. Переворачиваем.

5. Поднимаем края вверх.

6. Загибаем уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разгибаем.

8. Снова складываем маленькие треугольники по намеченным линиям и поднимаем края вверх.

9. Сгибаем пополам.

Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

Второй этап обучения – это обучение тому, как соединять модули между собой. Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия.

Здесь мы учим детей усидчивости, аккуратности. У одних ребят все получилось с полуслова, а кому то пришлось показать несколько раз.

Возник вопрос: Почему детали не падают? Делаю ссылку на физику. Говорю, что их держит сила трения, о которой вы узнаете в старших классах, кому интересно могут прочесть об этом либо в интернете, либо в учебниках физики.

Третий этап – создание разнообразных поделок в технике модульное оригами.

Когда мы сложили  все модули в трубочку и свернули их в кольцо - получили рамку для фото, что привело детей в восторг. Но этого конечно нам оказалось мало. Мы обнаружили, что если хотим сделать более крупную модель нам нужно большое количество модулей.

Далее по традиции мы стали делать лебедей. Это дает обучение базовому приему – сбору круга, исходя из которого, можно собрать новые модели. Тут же параллельно дети готовили выступления об особенностях жизни лебедей, не обошлось без сказки Гадкий утенок.

Детям так понравилось, что получается объёмная фигура, что стали просить новые игрушки. Одна девочка сказала: «Моя сестренка просит котенка, слоника и собачку». Тут пошел поиск в сети интернет новых моделей, которых оказалось полным полно. Мы выбрали кошку, сидящую на задних лапах. Нашла видео урок и работа закипела. Я думала, что  нам потребуется несколько уроков для создания кота, но оказалось дети дома, по вечерам занялись делом. Коты оказались все разные. Я говорю: «Почему же так вышло»? Оказалось, каждый делал своего. Тут пошли рассказы о них. По русскому в это время была тема «Текст». Мы с удовольствием тему котов и кошек перенесли на урок русского языка.

Родители заинтересовались тоже работой детей в этой технике, стали делать новые модели. Выяснили, что не всегда удобно выполнять модулями такого размера, появилась необходимость изготовления более мелких модулей. Выяснили, что чем мельче берем модули, тем мельче получается фигура.

В контакте у нас, в прочем как у всех, создана группа участников класса, выкладываю в ней мастер классы на выбор для девочек и мальчиков. Девочкам – ромашку, мальчикам – самолетик.

Некоторые дети пошли дальше. Они выполнили изделия сверх предложенного. Придумали новые фигурки. Стали участниками районных конкурсов «Зимняя сказка» и «Зимняя сказка».

В январе 2018 года состоялась Республиканская научно практическая конференция «Совенок». На ней ученики моего класса выступили с работой «Оригами и математика». В ней доказали, что оригами тесно связано с математикой и были награждены дипломами второй степени.

В ходе работы районного этапа конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан мы заняли третье место.

В Дворце культуры весной прошел конкурс кукол. Здесь мы выставили кукол в национальных костюмах. В номинации «Обереговые куклы» мы заняли 2 место, хотя 1 места нет.

Творческая работа продолжается. Делаю новые и новые изделия.