Используются в работе методики В.К.Воробьевой и С.Ю.Горбуновой.
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- Познакомить детей с произведением Л.Н.Толстого «Орёл», обратить внимание детей на содержание и нравственные вопросы, прослеживающиеся на протяжении рассказа.
- Учить детей оценивать поступки и мотивы этих поступков героев и соотносить их со своим жизненным опытом.
- Отработать технику чтения.
- Закрепить умение делить текст на смысловые части и составлять картинно-графический план, формировать самостоятельное связное высказывание.
- Подготовить детей к пересказу текста по картинно-графическому плану.
Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание, линейную память.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки для картинно-графического плана (5 штук), названия частей, напечатанные слова для словарной работы, картинки, тексты с рассказом, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, словарь синонимов, толковый словарь русского языка Даля.
По семантике |
По слоговой структуре |
Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой: Подле дерева – около, близко, совсем рядом (устаревшее слово и книжное); Каменьями – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы (устаревшее слово); |
оправлял подождали расправил оглянулся вблизи |
Словарь синонимов: |
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас занятие по чтению с элементами развития речи. Проверьте готовность к занятию.
II. Постановка цели занятия
Чему мы учимся на занятиях по чтению и развитию речи? (Мы учимся читать, составлять план рассказа, пересказывать текст).
Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого и познакомимся с его произведением «Орёл». Будем делить этот рассказ на смысловые части и пересказывать его по картинно-графическому плану.
III. Словарная работа
До прочтения текста проводится словарная работа, объясняется значение сложных по семантике слов. Отрабатываются слова сложные по слоговой структуре.
IV. Изучение нового материала
Первичное чтение текста учителем. Учитель читает рассказ. Беседа эмоционально-оценочного плана.
Понравился рассказ? Почему? Какие чувства передаёт автор в рассказе? Как Вы думаете, правильно ли поступили люди? Можно ли так относиться к живому? Встречаются ли в жизни такие ситуации? Приведите примеры. С кем можно сравнить орла? (с человеком). Часто ли встречаются в жизни бесчеловечные люди, которые также относятся к другим? Каким должен быть человек? (Человек должен быть бережливым, добрым, воспитанным, великодушным, сочувствующим, отзывчивым, человечным….)
Вторичное чтение учащимися по частям и составление картинно-графического плана.
Миша будет читать рассказ, а Вы представьте его и подумайте, сколько картинок нам понадобится, чтобы его нарисовать.
Какое самое главное событие произошло сначала?
Что изобразим на картинке?
Где заканчивается первая часть, какими словами? Как озаглавим эту часть, назовём? (Орлиное гнездо). Отчеркните границу этой части. На доску вывешивается картинка, отображающая основное событие, характерное для этой смысловой части.
Какая вторая смысловая часть в рассказе? О каком событии в ней говорится? Найдите её в тексте и отчеркните её границу. Как озаглавим эту часть, назовём? (Неожиданная потеря) На доску вывешивается картинка, отображающая основное событие, характерное для этой смысловой части.
Какая третья смысловая часть в рассказе? О каком событии в ней говорится? Найдите её в тексте и отчеркните её границу. Как озаглавим эту часть, назовём? (Крик голодных орлят) На доску вывешивается картинка, отображающая основное событие, характерное для этой смысловой части.
Какая четвёртая смысловая часть в рассказе? О каком событии в ней говорится? Найдите её в тексте и отчеркните её границу. Как озаглавим эту часть, назовём? (Усталость и безнадёжность) На доску вывешивается картинка, отображающая основное событие, характерное для этой смысловой части.
Какая пятая смысловая часть в рассказе? О каком событии в ней говорится? Найдите её в тексте и отчеркните её границу. Как озаглавим эту часть, назовём? (Собрал все свои силы и накормил детей) На доску вывешивается картинка, отображающая основное событие, характерное для этой смысловой части.
Сколько частей получилось? (5)
А теперь мы будем читать рассказ по предложениям, выделять главное, основное событие в каждом предложении. У нас получится графический план каждой части.
1 часть. Орлиное гнездо
Свил гнездо и вывел детей.
2 часть. Неожиданная потеря
- Подлетел к гнезду
- Увидали рыбу
- Окружили дерево
- Стали кричать и бросать
- Выронил рыбу
- Подняли её и ушли
3 часть. Крик голодных орлят
- Сел на край гнезда
- Подняли головы и стали пищать
- Просили корма
4 часть. Усталость и безнадёжность
- Устал и не мог лететь
- Спустился в гнездо
- Прикрыл орлят
- Ласкал
- Оправлял перышки
- Запищали жалобнее
5 часть. Собрал все свои силы и накормил детей
- Громко закричал и расправил крылья
- Полетел к морю
- Вернулся вечером
- Летел тихо и низко
- Была рыба
- Подлетел к дереву и оглянулся
- Сложил крылья и сел
- Подняли головы и разинули рты
- Разорвал рыбу и накормил детей
V. Закрепление пройденного материала
А теперь будем пересказывать текст с опорой на картинно-графический план. Будем пересказывать по частям.
VI. Подведение итогов занятия
Что мы учились делать на занятии? Какую работу с текстом мы провели? (Мы прочитали текст, разделили его на части, дали название каждой части, подобрали картинку, пересказали его)
VII. Домашнее задание
Прочитать текст, пересказать его и нарисовать иллюстрации к этому рассказу.
Образцы детских рисунков: