Образование сегодня направлено на развитие мобильной личности, способной к творчеству, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Это становится возможным с использованием таких методов и технологий, которые обеспечивают усиление мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и использование личностных ресурсов для достижения успеха в деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.
Учителю необходимо сформировать систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать подобные проблемы и задачи.
К таковым можно отнести следующие:
- технология проблемного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- проектная технология;
- активные методы обучения («мозговой штурм», деловая игра, «круглый стол», метод погружения, драматизация).
Метод проектов
Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что одной из органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов. В современном понимании учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, как найденный ими способ решения проблемы. [8; 17-19]
Применение метода проектов имеет рад преимуществ:
- данный метод базируется на принципе установления непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся;
- проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность;
- происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения;
- создаются все условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого;
- учебный проект позволяет вырабатывать и развивать такие специфические навыки и умения проектирования, как проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, поиск нужной информации и вычленение необходимого знания из информационного поля, практическое применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях, выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации, обобщению). [3; 9-15]
Метод проектов можно применять в ходе урочной деятельности модульно, т.е. по окончании изучения определенной темы, когда по результатам его выполнения можно оценить усвоение учащимися определенного учебного материала.
Младшие школьники с удовольствием рисуют, вырезают разные картинки, придумывают рекламу, объявления, приглашения, сочиняют сказки и т.п.
Так, учащиеся 5-6-х классов представляют свои проекты по темам: «Семейные обязанности», «Наши увлечения», «Мое любимое животное», «Зоопарк или Заповедник?», «Дом моей мечты».
Проекты усложняются по форме и по содержанию с каждым годом.
В 7-8-х классах учащиеся представляют проекты по темам: «Объявление о конкурсе», «Правила поведения в обществе в разных странах», «Интересный фестиваль мира».
Такой проект представляет интерес как для ученика, так как дает ученику возможность сделать еще один шаг к своему самовыражению или самореализации, видя творческий продукт, который он создает в результате своей исследовательской деятельности, так и для учителя, который испытывает чувство гордости за достижения своего ученика.
Активные методы обучения
Особое место в работе занимают активные методы обучения.
Активными методами обучения являются те, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, тем самым обеспечивается способность к самореализации, уверенность в себе, осознание своей уникальности и своего предназначения. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – он становится активным участником образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. [2; 226]
К активным методам обучения относятся:
- «мозговая атака»;
- «круглый стол»;
- метод погружения;
- деловая игра (драматизация как один из вариантов деловой игры);
- проблемное обучение;
- семинар-дискуссия.
Применение активных методов обучения:
- позволяет создать условия для активного и свободного развития личности;
- помогают развивать и совершенствовать языковые и интеллектуальные способности ребенка;
- развивают устойчивый интерес к изучению языка;
- развивают потребность в самообразовании;
- активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют ее повышению.
Метод «мозгового штурма».
Метод «мозгового штурма» (англ. ‘brainsorming’) является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. При этом класс делится на две группы. Первая группа «генераторы идей» - выдвигают различные идеи. Вторая группа – «эксперты» - по окончании штурма выносят суждение о ценности выдвинутых идей.[5; 117]
Целесообразно использовать метод «мозгового штурма» перед работой над проектом, поскольку общее представление идей помогает некоторым учащимся определиться с темой будущего проекта или исследования.
Метод «круглый стол».
Еще одним из активных методов обучения является «круглый стол» — это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Принцип «круглого стола» - расположение лицом к лицу приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, что повышает мотивацию учащихся. Учитель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия, которая заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.[6; 352]
Метод «круглого стола» применяется в основном в старших классах, когда у учащихся уже сформированы коммуникативные умения, по таким темам, например, как «Школьная форма: за или против», «Телевидение или интернет – за кем будущее?», «Сколько должно быть у человека друзей?» и т.д.
При проведении «круглого стола» перед учителем стоит задача сформулировать проблему и цели дискуссии, представить ключевые вопросы для обсуждения, создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение). Устанавливаются правила – выступить должен каждый, кроме того, важно внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторятся. При подведении итогов оценивается активность учащихся, а не количество допущенных грамматических ошибок.
Метод «круглого стола» и «мозговой штурм» являются активными методами проблемного обучения. Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса очевидна, так как в основу положена идея о развитии личности. Использование активных методов обучения на уроке позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;
- создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;
- построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;
- способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;
- научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;
- развивать у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;
- видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Как видно из вышеизложенного, все технологии и методы взаимосвязаны и несут единую новизну – коммуникативное развитие личности, так как реализуется цель – включение всех обучающихся в процесс деятельности.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Место английского языка в иерархии значимых предметов повышается с каждым годом.
Список использованной литературы:
- Барменкова О.И. О работе над проектом.//Иностранные языки в школе.-1997.-№3-С.25-27.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
- Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку.//Иностранные языки в школе.-1999.-№3-С.9-15.
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.-Москва,2003.-317с.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004. -352 с
- Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
- Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С. 17-19, 23-24.