Цели урока:
Образовательные:
- систематизация и углубление знаний учащихся;
- обобщение свойств логарифмов,
- логарифмической и показательной функций;
- установление связей с наиболее трудными вопросами теории при решении уравнений и неравенств.
Развивающие:
- развитие мыслительной деятельности учащихся через решение разнотипных задач и находить наиболее рациональные способы решения.
Воспитательные:
- развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска решения нестандартных уравнений и неравенств, навыков самоконтроля.
- воспитать трудолюбие, аккуратность
Психологическая установка учащимся:
- Формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах решения уравнений и неравенств.
- На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
- Дать самому себе установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения ».
Методы проведения урока: беседа, мини-диалог, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа, индивидуальная письменная работ.
Оборудование: учебник, доска (интерактивная доска), раздаточный материал для работы.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин)
2. Определение темы и целей урока. (3 мин)
Посмотрите на уравнения и неравенства, записанные на доске. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Есть ли в её названии математические термины, которые вам незнакомы? Тогда возникает вопрос: «Чему же мы должны сегодня научиться на уроке, что узнать нового?» Посмотрите более внимательно на задания, которые вам предстоит выполнить во время урока, и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
Сообщение плана работы на уроке:
Разминка
- Письменно (3-5 мин)
- Устно (2 мин)
Работа в парах - вычисли.
Работа в группах.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Разминка письменно с взаимопроверкой 4-6 мин.
а) Заполнить на доске таблицу.
Функция |
Показательная у = … |
Логарифмическая у = … |
|||
№ |
Основание |
а > 1 |
0< а <1 |
а > 1 |
0< а <1 |
1. |
D (f) |
|
|
|
|
2. |
E (f) |
|
|
|
|
3. |
Характ. точка |
|
|
|
|
4. |
Монотонность |
|
|
|
|
5. |
Знакопостоянство |
|
|
|
|
6. |
Чётность, нечётность |
|
|
|
|
7. |
График функции |
|
|
|
|
Написать основные свойства показательной функции и логарифмической.
б) Устная работа. Ответьте на вопросы:
- Что называется логарифмом положительного числа b по основанию a?
- Какие уравнения называются простейшими показательными, логарифмическими уравнениями?
- Назовите основные способы решения показательных уравнений.
- Назовите основные способы решения логарифмических уравнений.
- На чём основано решение показательных и логарифмических неравенств?
4. Работа в парах. Вычисли
Работая в парах, заполните таблицу:
Выражение |
Значение выражения |
Свойство логарифмов |
lg120 – lg12 |
1 |
|
ln –7 |
- 7 |
|
3log37+2 |
9 |
|
log√2 4 |
4 |
|
log84 + log816 |
2 |
|
log23 + log34 |
2 |
|
log7 log0,75log3 |
0 |
|
5. Математический диктант с взаимопроверкой
1. Перед вами уравнения и неравенства:
- 3log3(x–2) = 5. (7)
- log27|x| = 1/3. (3; - 3)
- log1/3x2 > 0. (- 1; 0)U(0; 1)
- |x – 3| + |log0,7(x2–4x + 4)| = 0. (3)
- 3x < –|12 + x|. (Ø)
- (x + 2) ln (x + 1) = 0. (0)
Верно ли моё утверждение:
- Корнем уравнения № 1 является положительное число. +
- Уравнение № 2 имеет один корень. –
- Решением неравенства № 3 является интервал (- 1; 1). –
- Корнем уравнения № 4 является корень уравнения ( 1/3)x = 1/27. +
- Решением неравенства № 5 является любое действительное число –
- Уравнение № 6 имеет два корня: - 2 и 0. –
2. Укажите номер «лишнего» выражения:
- log0,30,7;
- log35;
- log72;
- log0,253. (значение данного выражения отрицательно)
3.Укажите номер строки в данных математических рассуждениях, в которой допущена ошибка. Объясните свой выбор:
6. Работа в группах
Работая в группах и помогая друг другу, выполните следующие задания.
1. Решите неравенство и укажите наименьшее целое решение неравенства
(1/3)x+2 + 5(1/3)x+1 – (1/3)x < 7; (- 2; +∞; - 1)2. Решите неравенство и укажите наименьшее целое положительное решение неравенства
4 ∙ 16x – 7 ∙ 12x + 3 ∙ 9x > 0 (–∞; –1) U (0; +∞); 1
3.Решите неравенство и найдите сумму наименьшего целого и наибольшего целого решений неравенства
(log0,5x)2 + (log0,5x – 6 < 0. (0,25; 8); 8
7. Работа в группах
Перед вами три уравнения:
- |4x – 2| = 4x+1 – 3
- log2x = 2/x
- |x| + 24x2+1
Попробуйте, работая в группах и помогая друг другу, составить план решения каждого уравнения.
Если вы будете испытывать трудности при выполнении данного задания, то обсудите ответы на следующие вопросы:
а) К уравнению какого вида можно отнести уравнение № 1? Можно ли его решить, используя один из способов решения уравнения указанного вида? Что не позволяет применить известный способ решения? Как можно избавиться от модуля? Попробуйте, работая в группах, составить план решения данного уравнения, решите его.
б) Можно ли уравнение № 2 отнести к логарифмическим уравнениям? Почему? Укажите ОДЗ переменной данного уравнения. Рассмотрите функции у = log2x и у = 2/x на указанной ОДЗ, что можно сказать о монотонности данных логарифмической функции и обратной пропорциональности? Используя данный вывод, определите количество корней уравнения, попробуйте подобрать его. Данный способ решения уравнения называется функционально-графическим. Оформите решение данного уравнения.
в) Можно ли решить уравнение № 3 способами, используемыми при решении уравнений № 1 и № 2. Попробуйте это обсудить в группе. Есть более рациональный способ решения данного уравнения. Попытайтесь оценить значение каждого слагаемого, значение суммы, когда будет достигаться? Данное уравнение можно решить, оценивая значения левой и правой частей уравнения. Решите данное уравнение.
8. Домашнее задание: карточка, инструктаж по его выполнению
1. Решите уравнение
2. Решите неравенство
3. Подготовиться к зачету.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
1) Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.
Выдает карточки с вопросами:
- Я сегодня узнал……
- Я сегодня ничего нового не узнал….
- Мне было легко….
- Мне было трудно….
- Мне помогли…..
- что бы ты хотел по данному уроку спросить у учителя?
- как оцениваешь свою деятельность на уроке?
- все ли методы решения неравенств мы использовали на уроке?
10. Итог урока
Сегодня мы с вами повторили и обобщили знания методов решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Понятие показательной и логарифмической функций было введено в XVII веке. Вы знаете сейчас столько, сколько знали ученые того периода. У нас XXI век. Нам есть куда стремиться…