Ход урока
1. Организационный момент.
− Добрый день! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Перед вами рабочие листы, все записи мы будем делать на этих листах.
2. Актуализация опорных знаний.
− Знаменитый советский математик Алексей Иванович Маркушевич говорил: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». Давайте и мы потренируем свой мозг, свою волю, будем воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели. Для этого я вам предлагаю следующие задания:
а) (фронтальная работа) Найдите числа, противоположные данным:
− Молодцы! Хорошо справились с заданием!
б) Следующее задание: решите устно примеры, ответы запишите в рабочих листах.
− Решили? Проверять работу будем в парах. Обменяйтесь листами, смотрим на экран, проверяем, каждый правильный ответ отмечаем знаком «плюс». У кого 4-5 плюсов, тот готов к изучению нового материала, а у кого меньше, тот постарается. Кто доволен своей работой?
в) (задание на нахождение расстояния между точками координатной прямой)
b – a
Как найти расстояние между точками а и b ? (Нужно из b вычесть a)
– Молодцы!
− Что мы с вами повторили? Зачем? (Сложение чисел. Чтобы научиться решать примеры, задачи.)
3. Введение в тему урока. Целеполагание.
− Числа бывают противоположными. Мы только что повторили это. А как вы думаете, бывают ли действия противоположными? Какое действие противоположно сложению? (Вычитание)
Это и будет темой нашего урока. Запишем ее в рабочий лист.
– Исходя из темы урока, какие задачи поставим перед собой?
(Написать на слайде подсказку, начало, пусть продолжат, например)
- Научиться ….. (вычитать числа с разными знаками)
- Уметь применить при ….(решении задач, примеров)
- В ходе выполнения заданий тренировать…. (память, мозг, волю…), воспитывать….
– Молодцы! Приступим к выполнению поставленных задач.
4. Первичное освоение материала.
− За каким важным событием мы с интересом наблюдали последние три недели? (Олимпийские игры).
− На уроках истории вы изучали возникновение Олимпийских игр. Скажите, пожалуйста, когда прошли первые Олимпийские игры? (776 году до нашей эры)
− В каком году возродились Олимпийские игры? (В 1896 году в Афинах)
− Во время Олимпийских игр объявлялось перемирие. Нарушалось ли оно в Древней Греции? (Да. В 36 году до нашей эры аркадийцы захватили Олимпию)
− Все это вы изучали на уроках истории Древнего мира в 5 классе, отмечая даты на ленте времени. А что в математике аналогично ленте времени? (Координатная прямая)
− Каким числам соответствуют даты нашей эры? (Положительным)
− Каким числам соответствуют даты до нашей эры? (Отрицательным)
− Как узнать, сколько лет прошло после возрождения Олимпийских игр? Что для этого нужно сделать? Вспомните нахождение расстояния между точками. Как это записать?(2014-1896=2014+(-1896)). А как это можно записать, зная, что вычитание противоположно сложению?
− Как найти, сколько лет существуют Олимпийские игры? Как это записать? (2014-(-776)=2014+776)
− Как определить, сколько лет с начала первых Олимпийских игр не нарушалось священное перемирие? Как это запишем? (-36-(-776)=-36+776)
− Что интересного мы с вами заметили во всех этих случаях? (Знак «-» сменился на знак «+») Какой вывод можем сделать? Всегда вычитание можем заменить сложением. Давайте попробуем сформулировать правило. Для этого посмотрите на схему. Вместо многоточий вставьте пропущенные слова.
− Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Открываем учебник на 185 странице и читаем правило. (Читает один ученик)
− Для чего нам надо знать правило вычитания? (Чтобы решать примеры, задачи, развивать память...)
− Проверим, как работает правило. Для этого решим примеры. В рабочих листах пишем только ответы. (На слайде будут появляться примеры, учащиеся решают их в своих рабочих листах)
− Проверим себя. Если ответ правильный, то ставите «+», если ответ неправильный, то «-». Сколько плюсов, такая и оценка за задание. Кто доволен своей работой? Молодцы!
Физкультминутка.
Давайте теперь все дружно встали. Проведем физкультминутку для глаз. Я буду называть числа. Если я назову положительное число, то вы смотрите вправо, если отрицательное – влево, если десятичную дробь – вверх, если обыкновенную дробь – вниз. 5, -4, 8, -1, 0,2; 1/3; 9,5; 8/9, -6, 1, 2/3, 4,3, 7, -5, 2,5, 1/2. Молодцы!
5. Осознание и осмысление учебного материала.
1) Уметь выполнять действия с положительными и отрицательными числами нужно не только в математике и истории, но и на других предметах, таких как физика, география. Убедимся в этом, поработав с физической картой. Работать будем в парах. Рассмотрите карту и дайте ответы на вопросы, они у вас записаны в рабочих листах. Работаем 2 минуты.
– Проверяем. У кого так получилось?
− Какое правило помогло справиться с заданием? (Повторяют, правило высвечивается на слайде). Вот так математическое правило помогло нам ответить на вопросы из учебника географии.
2) А сейчас предлагаю поработать в группах по 4 человека. На выполнение задания я даю вам 3 минуты, постарайтесь организовать работу так, чтобы успеть всё выполнить.
− Решили? Давайте проверим, что же у нас получилось. (На экране высвечивается заполненная таблица, высвечивается решенная задача.)
− Кто успел решить 3 задание? Какие числа у вас получились? Молодцы!
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Вернемся к высказыванию Алексея Ивановича Маркушевича. Мы развивали внимание? Тренировали мозг? Воспитывали настойчивость и упорство?
– А для чего нужно развивать и воспитывать в себе эти качества? (Конечно, для жизни. Не зря еще в древности говорили: «Не для школы учимся, а для жизни»)
– Вспомним задачи, которые мы поставили перед собой. Справились ли мы с ними?
(слайд с задачами, которые были в начале урока?)
– Знания каких предметов нам сегодня пригодились?
Запишем домашнее задание: п. 34, выучить правило вычитания чисел с разными знаками, № 1109 (1-2 столбики), при решении этого номера используем правило; № 1111, № 1137, при решении этого номера вам надо немного подумать.
Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. На память о нашей встрече я хочу подарить вам закладки с формулами, которые вам помогут при выполнении многих заданий.
Все встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись, сказали: «Спасибо!» – друг другу за урок.