Комплексное использование современных интерактивных технологий для достижения метапредметных образовательных результатов на первой ступени обучения

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», модерация


В современном обществе к общеобразовательной школе предъявляются  новые требования, ориентирующие систему образования не только на качественное усвоение учащимися знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Скаткин М.Н. подчеркивал, что урок является клеточкой педагогического процесса. В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Именно поэтому в условиях внедрения ФГОС НОО, утвержденного в 2009 году, важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Каждый учитель ищет свои способы решения этой проблемы.

Решением проблемы для меня и моих учеников стала технология групповой работы. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Это связано с тем, что средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере является группа равных, сверстников, совместно решающих задачу. В процессе совместной учебной деятельности учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Приведу пример использования групповой технологии в начальной школе.1

______________________

1Урок литературного чтения, 3 класс УМК «Школа России», волшебная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые заняты реформированием системы образования. Люди пытаются понять, как научить детей найти свое место в ХХI веке. Проблема в том, что мы пытаемся войти в будущее, продолжая делать то, что делали в прошлом. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Известно, что любое новшество встречает на своём пути и одобрение, и сдержанную поддержку, и резонанс. То есть идет обычный процесс: сначала резкое неприятие, отрицание, сопротивление, затем внимание, апробирование, и, в конце концов, новое становится нормальным явлением. Все чаще в сфере образования можно услышать такие понятия, как интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия. Большинство из них, если не все, безусловно, знакомы каждому учителю, но, возможно, не каждый знает, что общего могут иметь между собой все эти понятия? Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации. Moderare (латин.) переводится, как управлять, регулировать, приводить в равновесие. Впервые была разработана в Германии в 60-70 годах прошлого века, затем активно применялась, дорабатывалась и применялась в педагогической практике. Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Заинтересовала меня отличительная черта, этого  метода, которая заключается в инициативности самих обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. В групповом обучении  с применением метода модерации значительно меняется  моя роль, как  преподавателя. В этом случае я выступаю, как ведущий или тренер (модератор). Приведу пример использования технологии модерации на уроке окружающего мира.2

______________________

2 Урок окружающего мира по теме «Звездное небо», 2 класс, система «Школа России».

Урок окружающего мира по теме «Звездное небо»

2-й класс, система «Школа России»

1. Инициация (начало урока, знакомство)

Я предлагаю определить верные или неверные утверждения. Обучающиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию (в конце урока мы к ним вернемся)

Солнце – это ближайшая звезда к Земле? Созвездие – это группы планет? Кассиопея, Орион, Лебедь – это планеты? Зодиак – это пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года? Верно, что в созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд?

2. Вхождение или погружение в тему (сообщение цели урока)

Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие (звучит спокойная космическая музыка)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? О чем мы узнаем?

- Как нам нужно действовать, чтобы полет прошел успешно?

3. Формирование ожидание учеников (планирование эффектов урока)

- Космонавты, отправляющиеся в полет, выполняют задание, проводят исследования, научные опыты. Сегодня мы постараемся выполнить все задания, успешно и благополучно завершить свой полет.

- Ребята, а кто знает, почему птица не может летать в космосе?(ответы детей)

- Человек всегда мечтал, как птица, летать в воздухе. И вот наступил день, когда советский человек – гражданин СССР, нашей Родины, - совершил первый полет в космос, преодолев земное притяжение. Когда был совершен первый полет в космос? (ответы детей)

4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

(при помощи конструктора ТИКО для моделирования учащиеся разбиваются на группы, каждая группа получает карточку с заданием)

Карта исследования

1. Назовите ваше созвездие____________________

2. По атласу – определителю найдите дополнительный материал о созвездии.

3. Сделайте модель созвездия из пластилина.

4. Составьте синквейн на тему «Созвездие» 

5. Эмоциональная разрядка (разминка)

6. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

(учащиеся работают с карточками исследования, заполняют её, готовятся к выступлению)

7. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

На этом этапе урока возвращаемся к началу урока и проверяем, какие утверждения были «верные», а какие – «неверные».

Я выбираю метод  модерации для своей профессиональной деятельности потому, что он помогает выработать у обучающихся:

- способность к анализу информации и выявлению проблемы;

- умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия:

- умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения;

Урок литературного чтения, 3 класс УМК «Школа России», волшебная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Тема урока: «Русская народная сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели урока:

а) Обучающие цели:

  • Обобщить знания о русских народных сказках.
  • Выявить жанровую специфику и эмоциональную тональность сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

б) Развивающие цели:

  • Способствовать развитию и реализации каждым ребёнком собственной индивидуальности, проявлению литературно-творческих способностей.
  • Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное отношение к учению, предмету.

в) Воспитывающие цели:

  • Формировать культуру речи.
  • Формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • знать: жанры устного народного творчества, признаки волшебной сказки, виды народной сказки; последовательность сказки
  • уметь: различать жанры устного народного творчества, по признакам называть вид народной сказки, определять последовательность событий, давать характеристику героям сказки.

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы: эмоциональное отношение к  содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Обучающийся получит возможность для формирования: начальных представлений об отраженных в литературном тексте нравственных понятиях, таких как родной дом, родители,  ответственность за родных, природу, любовь к близким.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД.

  • Обучающийся научится: выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Обучающийся получит возможность научиться: планировать и контролировать свою работу; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Познавательные УУД:

  • Обучающийся научится: читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; находить в тексте ответ на заданный вопрос; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы, видеть отличия народного и авторского текстов.
  • Обучающийся получит возможность научиться: выполнять первоначальный анализ художественного текста.

Коммуникативные УУД.

  • Обучающийся научится:
    • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
    • проявлять интерес к общению и групповой работе;
    • эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
    • уважать мнение собеседников;
    • ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
    • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Материально-техническое обеспечение: учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение 3 класс, часть первая. – М.: Просвещение, 2015 (Школа России),  компьютер, проектор, интерактивная доска, толковый словарь Ожегова, карты исследователя.

Технологическая карта урока

Приложения

Урок окружающего мира «Жизнь леса». 4-й класс

Цели:

  • Образовательный аспект: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни; систематизировать представления учащихся о видах леса и ярусности в них, о разнообразии лесных обитателей; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.
  • Воспитательный аспект:  Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

Формировать УУД:

  • Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Знания: узнают о законах лесной жизни.
  • Умения: научатся определять вид растений и животных по характерным отличиям.
  • Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные:

  • Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Основные понятия: законы лесной жизни

Ресурсы:

  • дополнительные - “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2006, мультимедийные диски;
  • карточка-инструкция;
  • предметные картинки с изображениями растений и животных;
  • карточка-схема восстановления цепей питания;
  • дидактические карточки;
  • листочки зелёного и жёлтого цвета;
  • компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе PowerPoint, магнитофон.

Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.

(Класс разделен на 3 группы.)

Слайд 1.

1.

Возьмитесь за руки, друзья,
Без дружбы нам никак нельзя,
Теперь друг другу улыбнитесь,
Настройтесь на урок и соберитесь!

2. Слайд 2.

Девиз урока:

“Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

У: Сегодня мы опять работаем в группе, давайте повторим правила работы и условные обозначения, которыми будем пользоваться. (ответы детей)

  • восклицательный знак – думаем самостоятельно
  • лицо взрослого – общаемся друг с другом
  • книга – смотрим в книги
  • компьютер – работаем с компьютером или интерактивной доской
  • глаз – наблюдаем
  • рука – готовы к ответу

(Звучат звуки леса, работа с интерактивной доской, картинка лес.).

- Какие звуки природы услышали?

- Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

Слайд 3

3. Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

У:

Я хочу пригласить вас сегодня в лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес, не только для нашей забавы,
В нём – деревья, ягоды, травы.
Насекомые, звери и птицы
Все хотят с вами подружиться.
Учёные тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.

- Какова же тема нашего урока?

(Лес – природное сообщество) Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии. 

На слайде открывается название темы.

Что такое сообщество?

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

- Что мы должны узнать об этой новой экосистеме. (план с учебника)

Познакомимся с новой для нас экосистемой диск №2, фильм по приложению

Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, леса занимают больше половины территории России.  А есть ли леса в Ставропольском крае? (выступление Пивоваровой Кристины)

4. Этап формирования нового знания. Работа по группам

У: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.

 Физминутка.

4. Этап формирования нового знания (проверка выполнения задания в группах)

6. Этап первичного закрепления (4 мин)

У: Лес – это природное сообщество, потому что здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.

Диск № 7 пищевая цепочка

Расскажите об экологических связях в сообществе леса.(картинка лесная подстилка)

Лес -это хрупкая экосистема, где все взаимосвязано и в том мы убедились, но эта система может разрушится. Какие виды разрушений существует?

Причина разрушения №9

Значение леса №4.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Подведение итогов

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?

- Были ли у вас затруднения?

- Смогли ли мы их преодолеть?

Давайте оценим работу в группах.

Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам
За то, что упорно,
Усердно трудились,
И знания ваши нам всем пригодились!

Литература

  1. Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Инновационные педагогические технологии/ Под ред. Е.В.Ивановой, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ» www.moi-universitet.ru
  6. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.3.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой и Л.И.Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.