Конспект урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов "Слон и Моська". Особенности структуры басни"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: И.А.Крылов, басня, «Слон и Моська»


1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна, я проведу у Вас урок литературного чтения.

2. Актуализация знаний

- Начнём наш урок с пословицы «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Прочитайте её.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Сделаем вывод, выберите те слова, которые помогают объяснить смысл пословицы.

Слово вдохновляет, учит, воспитывает, помогает, лечит….

- Посмотрите фрагмент мультфильма и определите его название.

- Догадались, как называется этот мультфильм? (Стрекоза и Муравей)

- К какому жанру относится это произведение? (басня)

- Чему учит нас эта басня? (не быть ленивым, беспечным)

- Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? (Иван Андреевич Крылов).

- Спланируем нашу работу на уроке, продолжите фразы.

Продолжить знакомство … (с И.А.Крыловым и басней, как жанром литературы)

Познакомиться… (с новой басней И.А.Крылова)

Определить … (чему нас учит новая басня)

- Басня - это особый жанр литературы. Вспомним понятие басни. Откройте маршрутные листы и прочитайте его.

- Что заметили? (пропущены два слова). Какие, откройте учебник на с. 45 и найдите их. (иносказательный, нравоучительный).

- На последней странице маршрутных листов размещён толковый словарик урока. Обратимся к нему.

- Что такое иносказание?

- Что такое нравоучение?

- Как называется та часть басни, которая является её, выводом, который даёт читателю совет поступать тем или иным образом? (Мораль)

- Что мы сейчас перечислили? (признаки басни)

- Как называю человека, который пишет басню? (баснописец). Значит И.А.Крылов кем? (баснописец)

- Только ли баснописцем был И.А.Крылов? На этот вопрос нам поможет ответить небольшой текст в маршрутных листах. Прочитайте его и подчеркните слова, обозначающие род деятельности И.А.Крылова.

И.А.Крылов был драматургом. Как баснописец он начал с перевода басен Жана де Лафонтена, затем занялся пересказом старых сюжетов и созданием новых. И.А.Крылов – один из первых библиотекарей в нашей стране, он прослужил в Императорской библиотеке 31 год.

- Кем был И.А.Крылов? (драматургом, библиотекарем, баснописцем)

- Как баснописец он начал с чего? (с перевода басен)

- Басен кого? (Жана де Лафонтена)

3. Чтение и анализ произведения

1) Знакомство с басней

- Познакомимся с ещё одной басней И.А.Крылова Послушайте её и обратите внимание на героев басни. Аудиозапись. (Слон и Моська).

- Кто герои басни? (Слон, Моська, Шавка).

- Кто главные герои?

- Кто такая Моська? (маленькая собачка)

- Определите качества, которыми обладают главные герои. Выполните задание в маршрутном листе.

- Прочитайте басню про себя и определите незнакомые вам слова.

- Есть слова не знакомые вам? Какие?

- Выполняя задание в маршрутных листах, найдите значение слов.

Отколе – откуда.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

Срамиться – позориться.

- Есть ещё слова не знакомые вам по значению?

- Какая роль у Шавки в басне?

- Докажите текстом.

- Мы увидели героев, а сейчас понаблюдаем за событиями, которые происходят в басне.

- С чего начинается басня? (Слона по улице водили)

- Это начало действия.

- Что происходит дальше? (Появляется Моська и начинает лаять)

- То есть, действие развивается (развитие действия)

- Чем всё заканчивается? (Моська хвастается, похваляется)

- Докажите из текста.

- Совершенно верно. Это заключительная часть действия.

- Как в русском языке называют текст, в котором одно событие сменяет другое? (повествовательный)

- Значит, все эти три части каким одним словом можем объединить. (Повествование)

- Мы получили структуру басни.

- Но у признаков басни и её структуры есть общая часть. Кто догадался что это? (Мораль)

- Что такое мораль со стороны двух получившихся схем? (Это и признак басни и её составляющая часть)

- Да, поэтому к ней особое внимание

3) Определение морали басни.

- Чему учит эта басня?

4. Работа с исторической информацией

Подведём небольшой итог. «Верю – не верю».

- Верите ли вы, что «Слон и Моська» была написана в 1808 году?

- Верите ли вы, что И.А.Крылов был проездом в Тюмени?

- Верите ли вы, что «Слон и Моська» - это не басня?

- Верите ли вы, что басня «Слон и Моська» связана с событиями ВОВ?

- Переместимся в важный для нашей страны промежуток времени. 1941–1945.

- Что вы знаете про это время?

- Предположите, как связана мораль басни с Великой Отечественной войной?

- Нам помогут проверить эти предположения материалы, взятые из президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина, которая находится в Москве. Но и из Тюмени мы можем воспользоваться её электронными ресурсами, введя запрос в электронном читальном зале.

- Рассмотрим очень редкую книгу, в которой опубликована басня «Слон и Моська».

- Какого года издания книга? (1944)

- Да и в это время на территории нашей страны ещё шли ожесточённые бои. Не с проста была выпущена эта книга.

- Почему?

- Разгадать эту загадку. Прочитайте ещё раз в маршрутных листах слова, характеризующие слона (большой, сильный…). Как что? (Как наша страна)

- Если слон – это Россия, то тогда Моська – это…? (Германия)

- Да, русский народ увидел в героях басни Слон и Моська образы двух воюющих стран. Как вы думаете, помогала ли эта басня нашему народу? (Да, она поддерживала дух народа, его волю и силу, стремление победить, отстоять свою территорию)

- Такое значение басня имела для всего русского народа. Какое значение она имеет для каждого из вас. Отметьте в маршрутном листе.

- На сайте президентской библиотеки размещены агитационные плакаты военных лет, героями которых является герои басен И.А.Крылова. Откройте последние страницы сборника.

- Рассмотрите плакат.

- На основе какой басни он создан? (Ворона)

- Чьё лицо у Вороны?

- Прочитайте мораль.

- Как в ней отражается исход войны? (Гитлер планировал завоевать огромную страну Россию, завладеть всеми её богатствами. В итоге остался ни с чем)

- На примере ВОВ мы увидели, какое значение имеют басни для народа. Поэтому И.А.Крылова называли «народным баснеписцем». А ещё, ласково, «дедушка Крылов». Памятник дедушке Крылову установлен в Санкт-Петербурге в 1855 году, спустя 11 лет после его смерти. Есть и другие памятники в других городах нашей страны.

- Вернёмся к словам, с которых начинали урок. «…великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Какие из этих слов можно применить к языку Крыловских басен и почему?

- Справедливо ли его портрет размещён на ленте времени только лишь в отрезке Нового времени? Почему?

Возьмите стикеры и наклейте его на тот этап урока, который больше всего понравился, был интересным или, может быть, даже удивил. Причём стикер можно наклеить хоть на каждый этап.

- Спасибо за урок. До свидания!

- Кто изображён в ваших маршрутных листах? (Слон и Моська)

- Какими качествами обладают эти герои. Соедините.

- Какой слон?

- Какая Моська?

- Справились с первой задачей? Докажите. (мы познакомились с басней, познакомились со структурой басни и её героями)

Переходим к решению второй задачи.