1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна, я проведу у Вас урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний
- Начнём наш урок с пословицы «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Прочитайте её.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сделаем вывод, выберите те слова, которые помогают объяснить смысл пословицы.
Слово вдохновляет, учит, воспитывает, помогает, лечит….
- Посмотрите фрагмент мультфильма и определите его название.
- Догадались, как называется этот мультфильм? (Стрекоза и Муравей)
- К какому жанру относится это произведение? (басня)
- Чему учит нас эта басня? (не быть ленивым, беспечным)
- Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? (Иван Андреевич Крылов).
- Спланируем нашу работу на уроке, продолжите фразы.
Продолжить знакомство … (с И.А.Крыловым и басней, как жанром литературы)
Познакомиться… (с новой басней И.А.Крылова)
Определить … (чему нас учит новая басня)
- Басня - это особый жанр литературы. Вспомним понятие басни. Откройте маршрутные листы и прочитайте его.
- Что заметили? (пропущены два слова). Какие, откройте учебник на с. 45 и найдите их. (иносказательный, нравоучительный).
- На последней странице маршрутных листов размещён толковый словарик урока. Обратимся к нему.
- Что такое иносказание?
- Что такое нравоучение?
- Как называется та часть басни, которая является её, выводом, который даёт читателю совет поступать тем или иным образом? (Мораль)
- Что мы сейчас перечислили? (признаки басни)
- Как называю человека, который пишет басню? (баснописец). Значит И.А.Крылов кем? (баснописец)
- Только ли баснописцем был И.А.Крылов? На этот вопрос нам поможет ответить небольшой текст в маршрутных листах. Прочитайте его и подчеркните слова, обозначающие род деятельности И.А.Крылова.
И.А.Крылов был драматургом. Как баснописец он начал с перевода басен Жана де Лафонтена, затем занялся пересказом старых сюжетов и созданием новых. И.А.Крылов – один из первых библиотекарей в нашей стране, он прослужил в Императорской библиотеке 31 год.
- Кем был И.А.Крылов? (драматургом, библиотекарем, баснописцем)
- Как баснописец он начал с чего? (с перевода басен)
- Басен кого? (Жана де Лафонтена)
3. Чтение и анализ произведения
1) Знакомство с басней
- Познакомимся с ещё одной басней И.А.Крылова Послушайте её и обратите внимание на героев басни. Аудиозапись. (Слон и Моська).
- Кто герои басни? (Слон, Моська, Шавка).
- Кто главные герои?
- Кто такая Моська? (маленькая собачка)
- Определите качества, которыми обладают главные герои. Выполните задание в маршрутном листе.
- Прочитайте басню про себя и определите незнакомые вам слова.
- Есть слова не знакомые вам? Какие?
- Выполняя задание в маршрутных листах, найдите значение слов.
Отколе – откуда.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
Срамиться – позориться.
- Есть ещё слова не знакомые вам по значению?
- Какая роль у Шавки в басне?
- Докажите текстом.
- Мы увидели героев, а сейчас понаблюдаем за событиями, которые происходят в басне.
- С чего начинается басня? (Слона по улице водили)
- Это начало действия.
- Что происходит дальше? (Появляется Моська и начинает лаять)
- То есть, действие развивается (развитие действия)
- Чем всё заканчивается? (Моська хвастается, похваляется)
- Докажите из текста.
- Совершенно верно. Это заключительная часть действия.
- Как в русском языке называют текст, в котором одно событие сменяет другое? (повествовательный)
- Значит, все эти три части каким одним словом можем объединить. (Повествование)
- Мы получили структуру басни.
- Но у признаков басни и её структуры есть общая часть. Кто догадался что это? (Мораль)
- Что такое мораль со стороны двух получившихся схем? (Это и признак басни и её составляющая часть)
- Да, поэтому к ней особое внимание
3) Определение морали басни.
- Чему учит эта басня?
4. Работа с исторической информацией
Подведём небольшой итог. «Верю – не верю».
- Верите ли вы, что «Слон и Моська» была написана в 1808 году?
- Верите ли вы, что И.А.Крылов был проездом в Тюмени?
- Верите ли вы, что «Слон и Моська» - это не басня?
- Верите ли вы, что басня «Слон и Моська» связана с событиями ВОВ?
- Переместимся в важный для нашей страны промежуток времени. 1941–1945.
- Что вы знаете про это время?
- Предположите, как связана мораль басни с Великой Отечественной войной?
- Нам помогут проверить эти предположения материалы, взятые из президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина, которая находится в Москве. Но и из Тюмени мы можем воспользоваться её электронными ресурсами, введя запрос в электронном читальном зале.
- Рассмотрим очень редкую книгу, в которой опубликована басня «Слон и Моська».
- Какого года издания книга? (1944)
- Да и в это время на территории нашей страны ещё шли ожесточённые бои. Не с проста была выпущена эта книга.
- Почему?
- Разгадать эту загадку. Прочитайте ещё раз в маршрутных листах слова, характеризующие слона (большой, сильный…). Как что? (Как наша страна)
- Если слон – это Россия, то тогда Моська – это…? (Германия)
- Да, русский народ увидел в героях басни Слон и Моська образы двух воюющих стран. Как вы думаете, помогала ли эта басня нашему народу? (Да, она поддерживала дух народа, его волю и силу, стремление победить, отстоять свою территорию)
- Такое значение басня имела для всего русского народа. Какое значение она имеет для каждого из вас. Отметьте в маршрутном листе.
- На сайте президентской библиотеки размещены агитационные плакаты военных лет, героями которых является герои басен И.А.Крылова. Откройте последние страницы сборника.
- Рассмотрите плакат.
- На основе какой басни он создан? (Ворона)
- Чьё лицо у Вороны?
- Прочитайте мораль.
- Как в ней отражается исход войны? (Гитлер планировал завоевать огромную страну Россию, завладеть всеми её богатствами. В итоге остался ни с чем)
- На примере ВОВ мы увидели, какое значение имеют басни для народа. Поэтому И.А.Крылова называли «народным баснеписцем». А ещё, ласково, «дедушка Крылов». Памятник дедушке Крылову установлен в Санкт-Петербурге в 1855 году, спустя 11 лет после его смерти. Есть и другие памятники в других городах нашей страны.
- Вернёмся к словам, с которых начинали урок. «…великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Какие из этих слов можно применить к языку Крыловских басен и почему?
- Справедливо ли его портрет размещён на ленте времени только лишь в отрезке Нового времени? Почему?
Возьмите стикеры и наклейте его на тот этап урока, который больше всего понравился, был интересным или, может быть, даже удивил. Причём стикер можно наклеить хоть на каждый этап.
- Спасибо за урок. До свидания!
- Кто изображён в ваших маршрутных листах? (Слон и Моська)
- Какими качествами обладают эти герои. Соедините.
- Какой слон?
- Какая Моська?
- Справились с первой задачей? Докажите. (мы познакомились с басней, познакомились со структурой басни и её героями)
Переходим к решению второй задачи.