Эссе на тему “Мое представление об имидже педагога-психолога”

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: имидж организации, Генри Уодсворт Лонгфелло, деловой костюм, молодежная одежда


Имидж – это впечатление, посыл, который отправляет человек в общество с целью наладить взаимодействие. Имидж – осознанная или неосознаваемая трансляция того, кем я являюсь, это социально-желательный образ, включающий профессиональные и личностные качества.

В моем понимании имидж педагога-психолога состоит из следующих составляющих:

- первого впечатления, включающего в себя визуальный контакт, мимику, голос, одежду, и осанку;

- профессиональной компетентности, раскрывающейся и подтверждающейся в ходе работы;

- развитости вербальной сферы, подразумевающей умение выбирать подходящую манеру общения;

- способности гибко менять свое поведение в зависимости от требований ситуации и особенностей клиента.

О том, каков мой имидж, какое впечатление я произвожу на людей, с которыми работаю, я размышляла с самого начала моей карьеры.

Первым местом моей работы был телефон экстренной психологической помощи. Мне – 21 год. Может ли юная девушка с тоненьким неуверенным голоском оказать поддержку пожилому человеку, одинокой женщине, ребенку, инвалиду? А выдержать напор психически нездорового или сексуально агрессивного абонента? Кроме умения выслушать, вежливости, терпимости и терпения, коммуникабельности и следования четким действенным отработанным инструкциям по каждой ситуации, я должна была справиться с собственной тревогой и демонстрировать спокойствие, надежность, вызывать желание довериться. Демонстрировать голосом. Только голосом. Другого инструмента у консультанта телефона доверия просто нет. И первый мой рабочий инструмент и средство имиджа – голос – был поставлен.

Мой образ менялся вместе со мной. С внутренними изменениями, с ростом профессиональных навыков.

Первая задача в работе психолога – установить продуктивную коммуникацию. Это подразумевает доверие и симпатию, и, как следствие, положительный настрой человека на работу. И чем точнее этот образ, тем меньше энергии и времени нужно для установления контакта. Кому должен понравиться педагог-психолог? Обучающемуся? Родителям? Педагогам? С какими взглядами на жизнь? С какими ценностями? Как произвести положительное впечатление на всех? Мой ответ: нейтральность. Без явного выражения предпочтений тех или иных ценностей.

Насколько комфортно мне в этой нейтральности? Не очень и не всегда. Всегда ли я ее придерживаюсь? Нет. Но я замечаю реакции клиентов, их переносы, возникающие в ответ на тот или иной мой образ: защиты и нападения женщин-нарциссов в ответ на мое красивое платье, соблазняющее поведение мужчин на одежду, подчеркивающую фигуру, недоверие возрастных женщин в ответ на молодежную одежду. И если эти переносные реакции полезны в моей работе терапевта, то в рамках работы педагога-психолога, значительно ограниченной задачами и временными рамками, переносы клиентов вызовут ненужное сопротивление, препятствующее быстрому решению задач. И мой выбор здесь – уместная нейтральность. Здесь деловой костюм и сдержанные платья одерживают победу над джинсами. Ведь я посылаю ощущение надежности, безопасности, компетентности, желание доверять.

И есть еще одна очень важная составляющая имиджа психолога, о которой я не сказала в начале. Подлинность. Все составляющие имиджа должны быть в носителе этого образа на самом деле. Потому что искусственно собранный образ подсознательно вызовет у клиента неконгруэнтность и, как следствие, недоверие. Поэтому для создания имиджа нужны глубокое понимание своих особенностей, целостность восприятия собственного образа, адекватная самооценка. «Изучайте себя, – говорит Генри Уодсворт Лонгфелло, – самое главное – хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться».

Тщательно продуманный имидж сократит путь к достижению успеха в работе педагога-психолога: будет способствовать быстрому налаживанию отношений с детьми и взрослыми с разными особенностями, ценностями, проблемами.