Наиболее важным этапом в становлении морального облика человека, является период - дошкольное детство. Ведь именно в эти годы закладываются основы нравственно-патриотических ценностей. В современной педагогике значительно изменились взгляды на дошкольное детство. Для полноценного развития личности дошкольников разрабатываются более совершенные методы и средства, способствующие социальному становлению и позволяющие не упустить оптимальные сроки формирования основ гармоничного развития. У дошкольников закладываются первоначальные основы нравственности и этические представления, поэтому этот период является сенситивным для воспитания положительных качеств личности, в том числе и патриотизма. Социально-нравственное развитие и патриотическое воспитание тесно связаны, поскольку они опираются на историческое прошлое и настоящие своей страны и малой родины. Знакомство со своим народом и его традициями, бытом необходимо начинать с раннего детства, вызывать интерес к народному творчеству, культуре и историческим событиям. Именно в дошкольном возрасте ребенок вступает в первую стадию «патриотического развития», формируется его отношение к окружающему миру людей и природе (С.К.Рощин). У детей зарождается чувство национального самосознания, они задумываются о своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Близкое и даже далекое социальное окружение является для них значимой стороной действительности.
По мнению Д.С.Лихачева, «любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Другими словами, воспитание у каждого ребенка уважения к Родине является условием единства государства, его сохранения и процветания. При формировании нравственного и патриотического сознания у дошкольников, согласно принципам дидактики, следует придерживаться комплексного подхода, системности, наглядности и доступности понимания с учетом возрастных особенностей. Поэтому в своей работе по формированию нравственно-патриотических ценностей я использую в разных видах деятельности, следующие дидактические средства: народные игрушки, предметы быта кубанских казаков, иллюстрации предметов быта и костюмов. В образовательной деятельности и режимных моментах всегда присутствуют пословицы и поговорки, былины и сказки. Поскольку чувство патриотизма выражается привязанностью к родным местам и привычному укладу жизни, я углубленно знакомлю детей со своим городом, краем, с культурными традициями и обычаями, особенностями жизни и нравственными устоями, прививаю любовь к декоративно-прикладному искусству. Одной из основной формой являются совместные мероприятия, проводимые с социальными партнерами Краснодарской краевой детской библиотекой им. бр. Игнатовых и Краснодарским историко-археологическим музеем им. Е.Д.Фелицына, литературным музеем Кубани, Краснодарским художественным музеем им. Ф.Коваленко: целевые мультимедиа уроки, виртуальные экскурсии, видеопрезентации досугов, казачьих праздников, традиций, их театрализация совместно с дошкольниками. 105 Кубань - поэтический песенный край. Если считать, что язык – это душа народа, то песенный фольклор, является традиционным средством выражения его души. Знакомство детей с особенностями кубанского говора, кубанскими песнями, закличками, пословицами, поговорками, потешками проходит у нас через знакомство с песенным репертуаром Кубанского казачьего хора им. В.Захарченко. Через их песни наши воспитанники знакомятся с такими обрядами, как «Ярмарка», «Праздник урожая», «Масленица на Кубани», «Колядки», «День матери-казачки», «Проводы казака в армию». Донести до дошкольника многовековую казачью мудрость - это значит донести определенный образовательный, воспитательный потенциал и развивающие возможности в познание кубанского края. Нами составлены картотеки: «Кубанских подвижных и хороводных игр», «Кубанские сказки», «Картотека бесед с региональным компонентом». С помощью родителей мы составили альбомы с иллюстрациями: быта казаков, казачьей одежды, история и культура казачества, моего родного города, памятные места города Краснодара, памятные исторические места Краснодарского края. Использование в работе с детьми все перечисленные средства и методы помогли приобщить их к истории и культуре, традициям кубанского казачества, это в свою очередь обогатило личный опыт дошкольников, и дало положительный результат в воспитании нравственно – патриотических ценностей. Если ребенок в детстве испытал чувство сострадания к другому человеку или радость от хорошего поступка, а так же гордость за своих родителей, бабушку и дедушку, и восхищение от совершенного подвига, он приобрел эмоциональный опыт. Этот опыт является основой, фундаментом более глубоких чувств, гражданственности и патриотизма.
Список использованных источников
1. http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/detstvo-vazhnejshij-period-chelovecheskoj-zhizni/
2. https://multiurok.ru/files/formirovaniie-dukhovno-nravstviennykh-tsiennosti-2.html
3. http://docplayer.ru/45337489-Znakomstvo-doshkolnikov-s-tradiciyami-i-bytom-kubanskogokazachestva.html
4. https://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-priobschenie-doshkolnikov-k-narodnoy-kulture-kubani- 1743016.html
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. М:Мозайка- синтез, 2016.
6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3- 7 лет. – М.: Мозайка–синтез, 2015. С. 80.