В 2028 году наш город Красноярск отметит 400-летний юбилей. Изучение истории родного края возможно не только на уроках истории, географии, краеведения, но и на уроках точных наук, таких как математика.
Краеведение возникло очень давно. Край – «окрест меня», окраина моего видения. По мнению ученого-историка Д.И.Копылова: «Интерес к родному краю, его природе, жизни сменявших одно за другим поколений предков возник с тех пор, как люди стали жить оседло. Знания о крае передавались в виде сказов, былин, песен, обрядов. Письменность закрепила и расширила эту традицию. Накопление и передача знаний о крае всегда диктовалась жизненными интересами» [3, с.12].
Школьное краеведение помогает знакомиться со знаменитыми земляками. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. Он используется при изучении различных тем в математике. Однако на практике требования программы выполняют далеко не полностью, что приводит к серьезным проблемам в знаниях и навыках обучающихся.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования определены требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным), представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения.
Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения [4].
Педагогическое обоснование идей и изучения краеведения в начальной школе были реализованы такими учеными как: Я.А.Каменский, Н.И.Новиков, Н.Х.Вессель, К.Д.Ушинского, Э.Ю.Петри, С.П.Аржанова, А.С.Барков, А.А.Половинкин.
Одним из ресурсов может стать организация работы с текстовыми задачами, составленными на основе краеведческого материала о г. Красноярске которые будут помещены в сборник.
На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания обучающимися дат и событий. Главное - помочь понять, что жизнь каждого человека - часть истории. Увлечённые изучением родного края ученики легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У учеников возникает интерес к учебному предмету.
Сюжетное содержание текстовых задач, связанное с жизнью семьи, класса, школы знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным традициям, бережное обращение к флоре и фауне края, духовным ценностям; способствует установке на здоровый образ жизни [1].
Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и при изучении объектов природы во время экскурсий. Удачно подобранные примеры из окружающей действительности помогут более качественно усвоить материал. Примеров много: задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек и т.п. – это неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач изучаются дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения. По сути, они являются текстовыми и опираются на использовании краеведческого материала.
План составления авторских задач:
1. Сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо сопроводить справкой, содержащей цифровые данные.
2. Процесс составления задачи. Из справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи.
3. Формулировка условия задачи. Задача должна быть интересной, понятной и звучать корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.
4. Правильное оформление задачи. Требования: наличие справки; корректность формулировки условия; наличие подробного решения.
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
- Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес обучающихся к математике.
- Содержание задачи должно быть кратким, но понятным обучающимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее события. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
- Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
- В тексте задачи для записи чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
При формулировании краеведческой задачи необходимо выполнить следующие шаги:
- выписать из справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
- составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
- решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия и т.д.
Примером такой задачи может быть, «Город Красноярск основан Андреем Дубенским в 1628 году. Сколько лет исполнится нашему городу в 2023 году? В каком году наш город праздновал своё трёхсотлетие? В каком году он отметит свой 400-летний юбилей?».
В связи с отсутствием во многих школах в учебном плане предмета «краеведение», необходимо использовать краеведческий подход на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также и на уроках математики. Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У ученика повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Но для формирования у детей чувства любви к своей малой родине, эмоционально - положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, недостаточно [2, с. 25].
Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Однако в учебниках математики 4-го класса учебно-методического комплекта «Гармония» краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому передо мной стоит задача поиска и отбора материала по краеведению о г.Красноярске, с адаптацией его к учебной программе. Подобных проектов с целью создания сборника задач, содержащего краеведческий материал о г.Красноярске в образовательной организации «Лицей №1» не проводилось.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2009 г. № 373.
2. Данилюк А.Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – Москва: «Просвещение». 2009 г. – 67 с.
3. КошарскаяА.В. Прогулка по Красноярску / А.В.Кошарская, И.В.Рыжкова, Н.Д.Романенко. – Красноярск, 2007 г. – 36 с.
4. Яковлева, Н.Г. «Особенности духовно-нравственного воспитания школьника в рамках ФГОС». https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5450.