В начальном образовании особое место занимает чтение, так как это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Проблемами развития младшего школьника как читателя занимались многие авторы: Г.Н. Кудрина, А.И. Липкина, М.И. Оморокова, как задачей первостепенной важности. При этом всегда подчеркивается, что проблему формирования потребности в чтении необходимо рассматривать в связи с развитием интереса к чтению.
Николаева Е.Л. отмечает читательский интерес как направленный процесс, который раскрывается в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к собственной способности самому добывать этот опыт из книг [3, с. 120].
Таким образом, мы рассматриваем читательский интерес в трех составляющих:
- человеческий опыт, закладывающийся в художественных произведениях;
- активное отношение к опыту;
- способность ребенка добывать этот опыт из произведений.
Читательский интерес невозможно пробудить без потребности у младшего школьника узнать что-то новое.
К сожалению, в наш век информатизации интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры, поэтому сегодняшние школьники не любят и не хотят читать.
Нами был проведен опрос первоклассников в МАОУ «Средняя школа №150 им. В.С. Молокова» с целью выявления читательского интереса.
На занятии обучающиеся рассказывали о том, какие произведения любят читать.
По итогу опроса нами было отмечено, что основная часть обучающихся данного класса отдают предпочтение «Народным сказкам». Однако самостоятельно читают мало, а знакомы с книгами лишь по семейному чтению.
Мы предложили нарисовать обучающимся рисунок на тему «Книга в гостях у 1 «Б».
По анализу мы видим, что дети имеют положительное отношение к книгам, книги одушевлены, улыбаются, держатся за руки.
Способность ребенка самому добывать человеческий опыт из книг, невозможен без хорошо сформированных читательских умений.
Прежде чем ребенок начнет читать самостоятельно ему потребуется овладеть техникой чтения.
Диагностика читательский умений показала, что уровень читательских умений обучающихся находится на среднем уровне, 5 человек читают целыми словами, 3 человека читают по буквам, 23 человека читают по слогам.
Проблема, которую мы выделили, может быть обозначена таким образом: первоклассники проявляют интерес к книге, особенно к народным сказкам, но самостоятельно читают мало, поскольку у них низкий уровень читательских умений.
Поскольку ребенок лучше осваивает материал через практическую деятельность, то в развитие читательского интереса помогут занятия с книгами в интересной форме.
Ведь в процессе чтения у учащихся возникает желание творчества, создания своей неповторимой волшебной истории [2, с. 38].
Способствует этому клубная деятельность.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению [1, с. 56].
На основании выбранной формы работы по формированию читательского интереса у первоклассников нами были сформулированы цель и задачи читательского клуба «Книгоманы»:
Цель: создание условий для развития у обучающихся интереса к чтению и читательских умений.
Задачи:
- вызвать и развить устойчивый интерес к чтению;
- расширить читательский кругозор первоклассников;
- развить навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям.
Опираясь на цель и задачи читательского клуба, была разработана программа. Нами был произведен отбор художественной литературы с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся.
Подобранная литература небольшая по объему, носит юмористический характер, с яркими и запоминающимися персонажами. Для того чтобы предоставить возможность обучающимся прочувствовать каждого героя, проявить себя с творческой стороны, участвуя в инсценировках, акцент делался на произведения с большим количеством диалога.
Такими произведениями могут быть Джоэль Харрис «Сказки дядюшки Римуса», И.Румянцева, И.Баллод «Про маленького поросенка плюха».
Занятия в клубе разделены на блоки:
• первый блок «Что я знаю о книге?» он носит ознакомительный характер (осуществляется набор в читательский клуб, происходит подробное знакомство с книгой и ее элементами);
• второй блок «Обязательное чтение» – является самым объемным по содержанию, включает в себя следующие разделы:
«Читаем и сочиняем сказки», «Читаем и сочиняем рассказы», «Читаем и создаем журналы». Изучение каждого раздела завершается творческой работой: сочинение сказок, сочинение рассказов, изготовление журналов;
• третий блок «Неделя любимых книг моих друзей» – это логическое продолжение второго блока, на каждом занятии дети проявляют себя с творческой стороны, рассказывая о своей любимой книге, обыгрывая его персонажей, читая ее вместе с другими участниками клуба;
• четвертый «Я – настоящий читатель» – итоговый. На данном этапе работы дети подводят итоги своей работы, проводится праздник и награждение всех участников клуба грамотами.
Занятия в клубе строятся следующим образом, детям предлагается чтение взрослого, чтение вслух, жужжащее чтение, самостоятельное чтение, а также творческие работы.
Предполагаем, что клуб предоставит учащимся свободу мысли при анализе прочитанных произведений, что повлечет за собой повышение читательского интереса.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. 223 с. (Стандарты второго поколения.)
3. Николаева Е.Л. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников: диссертация к.пед.н. – 13.00. 01/Е.Л. Николаева; МПГУ. Москва, 2005. 39 с.