Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, классификация, опыты, анализ, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и другое.
Несомненно, обучение на высоком уровне трудности, сложность содержания материала способствует развитию логического мышления, но младшие школьники иногда только воспроизводят информацию, не понимая прочитанного, затрудняются ответить на вопросы, раскрыть связи в природе, подтвердить ответ примерами. Причиной тому является недостаточное овладение учащимися такими учебными действиями, как классификация, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков в объектах. [3, стр. 1]
Школьники могут назвать группы животных, растений, но затрудняются выделить признаки, по которым объединяли те или иные объекты окружающего мира. Это объясняется имеющимися у учащихся знаниями о многообразии живых организмов и недостаточным овладением таким приемом обучения как классификация. [4, стр. 165]
По А.Г. Асмолову действие классификации относится к группе логических учебных действий, которые в свою очередь включены в познавательные универсальные учебные действия, и звучит как: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. [1, стр. 29–30]
Анализ технического заказа позволяет отметить, что образовательная организация находится в поиске способов, методов, приемов формирования познавательных действий таких как: классификация, сравнение, анализ, преобразование информации из одной формы в другую с выделением существенных характеристик объектов на материале о Красноярском крае. Поэтому на 2019–2020 год образовательная организации оформляет заказ на формирование данных познавательных УУД в процессе проведения образовательных экскурсий.
В.А. Сластенин характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д.». В нашем случае предприятие – это образовательная организация. В.А. Герд дает следующее определение: «Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает явление в его естественной обстановке». [3]
Опираясь на технический заказ школы, мы решили выявить у обучающихся уровень сформированности действия классификации. Нами были подобраны методики педагогического исследования О.А. Шаталовой, которые мы рекомендуем провести для выявления уровней данного действия:
1. Методика «Запиши числа».
2. Методика «Раздели фигуры на группы».
3. Методика «Сколько частей?».
4. Методика «Распредели слова по группам».
Для проведения образовательных экскурсий нами были подобраны и разработаны некоторые задания для предметной области «Окружающий мир» на материале о Красноярском крае, которые будут способствовать формированию классификации у обучающихся. Данные задания представлены ниже.
Задание 1: Распределите города Красноярского края в таблицу.
Города-миллионеры | Большие города | Средние города | Малые города |
1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. | 3. |
Обучающимся дается текст, в котором указано количество городов Красноярского края. Также в тексте указаны описания категорий городов, то есть, какие города называются миллионерами, большими, средними и малыми. После текста дается список городов с количеством жителей. Обучающимся необходимо проанализировать все данные и сверить их с опорным текстом. После этого они вносят данные в таблицу города, которые соответствуют определенной их категорий.
Задание 2: Распредели, представленных ниже, животных по группам: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся.
Барсук, рысь, щука, беркут, бобр, коростель, манул, махаон, нельма, обыкновенная гадюка, ящерица, лисица, лось, уж.
Задание 3: Запишите задание на классификацию растений Красноярского края для своих одноклассников.
Данное задание предусматривает самостоятельную работу детей. Обучающиеся должны найти необходимый материал о растениях Красноярского края, выбрать необходимую для них информацию и придумать задание.
Представленные задания включены в наши образовательные экскурсии. Последующие задания будут также разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся и тематикой образовательных экскурсий.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., и др./Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Дьячкова Т.В. Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы // Молодой ученый. 2014. №4. С. 951–954. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9911/
3. Матвеева М.М. Дифференцированный подход к младшим школьникам в изучении курса «Окружающий мир» журнал: проблемы современной науки. Издательство – Центр научного знания «Логос».