В центре внимания современного образования, а значит и каждого педагога, поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию. [1, с. 16]
Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы обучающимся было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.
Без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком методическом уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», – писал выдающийся педагог XX века В.А. Сухомлинский.
Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для формирования коммуникативной компетентности обучающихся. [2, с. 125]
В связи с этим я часто использую в своей преподавательской деятельности уроки с использованием интерактивных средств обучения. Одним из таких средств является проведение уроков или фрагментов уроков в виде телепрограмм с применением интерактивной доски. Так, например, на уроках английского языка мы проводили уроки-телепрограммы: «Что? Где? Когда?» (приложение 1), «Кто хочет стать миллионером?» (приложение 2), «Поле чудес», «Суд идет».
Рассмотрим преимущества проведения урока-телепрограммы «Что? Где? Когда?». Целями урока были: развитие коммуникативной компетенции, развитие общего и лингвистического кругозора обучающихся, развитие умения анализировать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы, а также развитие умения работать в группе.
В начале игры учитель делит группу обучающихся на две команды, рассказывает основные правила игры. Затем команды придумывают название, выбирают командира и представляются. В ходе игры команда играет до тех пор, пока отвечает правильно; победителем становится та команда, которая наберет больше всего очков.
Игра разделена на сектора, которые поочередно выбираются командами. В заданиях представлены все виды речевой деятельности и аспекты языка. Например, в секторе «Маша и медведь» обучающие после просмотра отрывка мультфильма на английском языке должны были составить диалог по просмотренному видеосюжету.
В течение игры ведущий объявляет музыкальную паузу (песня исполняется учениками на английском языке).
Необходимо отметить, что сектор «Черный ящик» был представлен лингвострановедческой минуткой об истории круассана. Обучающиеся должны были догадаться о какой лингвострановедческой реалии идет речь.
Tакой урок лучше проводить как заключительный урок по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т. к. предполагает наличие определенных ролей: ведущий, участники телепрограммы, зрители. Перед участниками игры постоянно ставятся речевые задачи. В ходе урока-телепрограммы обучающиеся тренируются в монологической и диалогической речи, в письме, аудировании, чтении, умении задавать вопросы, отвечать на них. Ученикам предлагается большой иллюстративный, наглядный материал по теме, что позволяет расширить их словарный запас и лингвистический кругозор.
Таким образом, уроки-телепрограммы позволяют эффективно устанавливать логические связи между этапами урока, развивать зрительное внимание, память, пространственные ориентировки, способствуют повышению коммуникативной компетентности обучающихся.
Список использованных источников
- Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. № 5, 2002. C. 16.
- Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие // ИЯШ. 2004. № 5. C. 125.