Образование в семье через службу ранней помощи

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Инклюзивное образование

Класс: д/с


В нашем дошкольном образовательном учреждении работает «Служба ранней помощи». Помощь семьям, дети которые не посещают детский сад от 0 до 3 лет, семья, в которых воспитываются дети раннего возраста посещающие детское учреждение, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из категории детей-сирот и детей, оставшихся  без попечение родителей, дети из социально опасных семей.

Помощь детям в социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям целевой группы и их семьям, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг.

Целью работы «Службы ранней помощи» является содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей, включению ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.

Специалисты учреждение предоставляют услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.

Мы работаем совместно с опекой и попечительством детей.

Нашими специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели разработан план проведение оказание помощи семьям:

  1. диагностику развития ребенка;
  2. консультации по развитию и воспитанию детей;
  3. индивидуальные занятия с вашим малышом;
  4. игровые развивающие сеансы для детей.

Оказание помощи семье начинается с момента ее обращения в Службу ранней помощи.

В рамках приема специалистами выясняется, нуждается ли ребенок и его семья в помощи. Собираются первичные данные о ребенке и его семье, оцениваются потребности семьи и ребенка, проводится оценка соматического здоровья ребенка, его двигательное, коммуникативное, познавательное, эмоциональное развитие, особенности взаимодействия матери и ребенка. По результатам знакомства с семьей и ее запросом, родителям предлагается посещение групповых или, по необходимости, индивидуальных занятий со специалистом. В диагностической работе нашей Службы были разработаны специально подобранные методики для данной возрастной категории, основанные на «Диагностике развития ребенка раннего возраста» Елены Антоновны Стребелевой. Задания направлены на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление уровня развития у ребенка целостного восприятия, сенсорного развития, развития ручной моторики.

В первую очередь, проводится диагностика эмоционально - волевой сферы ребенка. Она направлена на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями, диагностируется компетентность родителей в восприятии детей.

(Опросник А.И.Зарова (Анатолия Ивановича) «Идентификация детей с родителями; игра в семью»)

При организации индивидуальных занятий для ребенка разрабатывается индивидуальная программа помощи. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями.

По окончании реализации программы определяется эффективность работы.

В том случае если результаты регулярной коррекционной работы не дают положительных результатов, родителям рекомендуются прохождение ПМПК. Консультативное направление включает в себя оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка и раннего возраста. На данный момент консультативную помощь получили более 80 семей по разным направлениям: трудности в сенсорной, познавательной, эмоциональной сфере. В отдельных случаях на консультацию приходили не только родители, но и близкие родственники ребенка.

Информационно – просветительское направление включает в себя выступление на родительских собраниях в ДОУ, предоставление информации на информационных стендах, публикации в печатных изданиях, на сайте Центра, буклеты.

Хочу отметить, что в результате нашей работы, в первую очередь у ребенка успешно развиваются взаимодействие со взрослыми, внимание, мелкая моторика и поведение.

Можно с уверенностью сказать о положительных результатах деятельности Службы ранней помощи. Опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в познавательной сфере, общении, поведении дают положительный результат и позволяют нам намечать новые пути развития в работе с детьми раннего возраста.