Самостоятельная работа как средство формирования навыков самостоятельной деятельности у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ФГОС НОО, П.И. Пидкасистый, компоненты учебной деятельности


Современная образовательная система перед школой ставит важную задачу, научить школьников овладевать логикой мышления, приёмами исследования, методами добывания знаний. Для достижения этих целей нужно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Образование будет более продуктивным, если прививать обучающимся навыки самостоятельной работы над учебным материалом.

Особую актуальность на современном этапе оптимизации начального образования приобрела проблема формирования навыков самостоятельной деятельности у младших школьников. ФГОС НОО и концепция модернизации российского образования аргументируют социально-педагогическую направленность данной проблемы. Развитие умения учиться как начального этапа к самовоспитанию и саморазвитию выступают одним из ценностных ориентиров образования. Для достижения этих умений младшие школьники должны полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, которые ложатся в основу становления самостоятельности.

Проблемой развития самостоятельной деятельности обучающихся занимались известные психологи: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя и др. В структуре самостоятельной деятельности учёные выделяют структурные части: осознание цели и условий деятельности, программу действий, самооценку и самокоррекцию. Данные стадии лежат в основе классификации самостоятельной работы: копирующая, воспроизводящая, собственно самостоятельная, творческая. Исходя из этого, фактором повышения навыков самостоятельной деятельности выступает самостоятельная работа. Следовательно, её организации необходимо уделять внимание, особенно, в начальной школе [3, с. 26].

Самостоятельная деятельность, по мнению Б.П. Есипова, является средством для формирования познавательных способностей у обучающихся, таких как: наблюдательность, логическое мышление, пытливость, память, воображение, творческая активность в получении знаний и применении их [2, с. 20].

Педагогами Э.Н. Дутко, И.М. Носаченко и Н.М. Розенберг были выделены основные признаки самостоятельной деятельности обучающихся:

1. Управление со стороны педагога.

2. Нацеленность на самостоятельное усвоение знаний, методов решения практических и учебных заданий, включая планирование деятельности, нахождение путей для достижения цели, умение осуществлять самоконтроль и корректировать работу на основе её результатов.

3. Возможность организации и проведения индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы [1, с. 15].

Развивая самостоятельность у младших школьников, учитель учитывает психологические особенности обучающихся, систематически и целенаправленно формирует основные умения и навыки самостоятельной деятельности, воспитывает творческую активность и способность ориентироваться в многообразии видов деятельности человека. Поскольку именно учебная самостоятельная деятельность, основы которой закладываются в начальной школе, в дальнейшем рассматривается как один из основных показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.

Неотъемлемой частью урока в школе является самостоятельная работа, именно она выступает одним из методов формирования самостоятельной деятельности школьников. В процессе обучения этот вид работы развивает у детей познавательную активность и способности, а так же совершенствует те умения и навыки, без которых невозможно дальнейшее овладение знаниями. Если правильно организовывать классную самостоятельную работу, у школьников будет формироваться произвольное внимание, самостоятельность как черта характера и качества личности. Учителю необходимо для каждого урока находить новые возможности для ее организации, использовать подготовительные, учебные, проверочные и другие самостоятельные упражнения.

В своей классификации П.И. Пидкасистый обозначил уровень самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся и выделил четыре типа самостоятельной работы: по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие [4, с. 30].

Рассматривая самостоятельные работы по образцу, мы можем отметить, что с помощью них происходит у обучающихся формирование умений, навыков и их прочное закрепление, а так же создаётся фундамент для самостоятельной деятельности.

К таким самостоятельным работам относятся таблицы, схемы, заполнение которых осуществляется после изложения учителем нового материала. Так же это различные виды работ по тексам учебников, художественной и научно-популярной литературе, практические работы на местности, на учебно-опытном участке.

Уровень познавательной самостоятельности в ходе выполнения таких видов работ и заданий обучающихся, проявляется в осмысливании, запоминании, узнавании, текстуальном воспроизведении или подведение нового факта, события, явления под уже известное понятие. Эти виды работ создают необходимые условия для перехода ребенка к выполнению заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности.

Следующий тип самостоятельных работ – реконструктивный. У младших школьников с помощью этого вида формируются умения анализировать явления, события, факты, создаются условия для формирования мыслительной активности, развиваются внутренние мотивы к познанию, формируются методы и приемы познавательной деятельности.

К самостоятельным работам данного типа относятся работы с текстом, в котором пропущены слова и обучающимся необходимо их вставить, работы на заполнение различных таблиц, составление разнообразных цепей питания, соотнесение родового понятия с видовым и т. д. Для того, чтобы успешно выполнять задания данного вида, необходимо проанализировать пути решения и выбрать наиболее рациональный.

В процессе выполнения вариативных самостоятельных работ, школьники овладевают умениями и навыками поиска ответа за пределами известного образца. В процессе постоянного поиска новых решений, обобщения и систематизации полученных знаний, переноса их в абсолютно нестандартные ситуации формируется творческая личность, знания школьника становятся более гибкими.

При самостоятельных работах такого рода обучающиеся осуществляют поиск либо познавательно-логического, либо экспериментально-практического характера. В ходе самостоятельной работы познавательно-логического характера младший школьник использует самые разнообразные явления, факты, события, закономерности, между ними выявляет и устанавливает причинно-следственные связи, находит в них сходство и различие, классифицирует их по существенным признакам, демонстрирует умение проводить сравнительный анализ одного и того же явления или события по двум и более источникам.

В ходе самостоятельных работ экспериментально-практического характера обучающиеся обычно постановкой эксперимента либо подтверждают отдельные стороны применения уже известных им законов, либо путем экспериментальной проверки распространяют известные им общие закономерности на частные явления, определяя тем самым их принадлежность к той или иной группе явлений. Другие практические самостоятельные работы характеризуются, прежде всего, тем, что ученик самостоятельно производит выбор средств и методов решения, стоящих перед ним задач, определяет и отбирает необходимые для решения знания, устанавливает последовательность операций применения этих знаний в процессе решения той или иной задачи.

В процессе выполнения творческих самостоятельных происходит закрепление навыков самостоятельного поиска знаний.

Выполняя такие самостоятельные работы, школьники не действуют уже по готовому образцу, шаблону, по сложившимся установкам и приобретают гибкий поисковый характер. Она складывается из таких умственных и практических действий, которые в реальном процессе мышления ученика выступают как совокупность суждений, умозаключений и прочих операций при подготовке, нахождении и разработке существенно-новых принципов и планов решений задач, при выявлении и постановке новых проблем, при высказывании новых оценочных суждений и т. п.

От ученика при выполнении творческой самостоятельной работы требуется самостоятельно увидеть и сформулировать проблему в той или иной конкретной ситуации, выявить и установить причинно-следственные связи явлений, событий и т. п. Такие самостоятельные работы выступают в обучении в виде решения задач с недостающими данными, написания учеником рефератов, докладов, рецензий по литературным источникам, выполнения небольших самостоятельных исследований. Составление летописи исторических событий на базе конкретного краеведческого материала; исследования, выполняемые учеником на базе фенологических наблюдений за облачностью, ветром, осадками, измерений природных явлений по временам года.

Осуществляться формирование навыков самостоятельной деятельности у младших школьников может в различных видах деятельности. Чем в большем количестве видов развивается самостоятельность, тем более успешным будет её становление.

Таким образом, использование самостоятельных работ позволяет формировать навыки самостоятельной деятельности у младших школьников. Учитель с помощью самостоятельных работ учит обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, а так же прививает умения ставить цель, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль и самоконтроль. Если учитель будет правильно организовывать самостоятельную работу младших школьников, он сумеет заложить навыки самостоятельной деятельности и получит в итоге качественные результаты.

Литература

1. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения/М.А. Данилов // Советская педагогика. 1961. С. 15–21.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках/Б.П. Есипов. Москва: Учпедгиз, 1961. 20 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология/И.А. Зимняя. Москва: Логос, 2000. С. 26–30.

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/П.И. Пидкасистый. Москва: Просвещение, 1980. С. 30–45.