Специфика обучения младших школьников с задержкой психического развития решению текстовых задач (в системе развивающего обучения)

Разделы: Математика

Класс: 3

Ключевые слова: развивающее обучение, задержка психического развития, адаптация учебных заданий, текстовая задача


В настоящее время в нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции). Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (далее ЗПР) и за последние 5–10 лет число таких обучающихся только в начальной школе выросло в 2–2,5 раза. Школьники данной категории получили право обучаться в инклюзивном классе.

Обучающиеся с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен. Такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правила, он путает слова, допускает ошибки по невнимательности [1, с. 112].

Образовательный процесс обучающегося с ЗПР может происходить в условиях традиционного или развивающего обучения. Развивающее обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей [3. с. 147], особое внимание подобным аспектам уделяется в программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Трудности обучающихся с ЗПР обнаруживаются в усвоении программного материала практически всех учебных предметов, но больше всего – математики, в частности, при решении текстовых задач [2, с. 84]: ребята с трудом различают условие и вопрос задачи, имеют трудности в определении математических отношений в задаче, они не могут изобразить чертёж/ схему к задаче, не всегда выполняют задачу до конца, не удерживают план работы над задачей в голове.

Для выявления трудностей работы с текстовой задачей был проведен ряд диагностических исследований с шестью обучающимися, имеющими задержку психического развития:

1. Диагностика определения уровня сформированности умения решать текстовые задачи (С.В. Забрамная, 2012 г.).

2. Диагностическая методика «Нахождение чертежей к задачам» (А.Н. Рябинкина, 2014 г.).

3. Наблюдение за обучающимся во время уроков (решение текстовых задач). Для наблюдения во время уроков была использована карта наблюдений, помогающая оценить деятельность отдельно взятых обучающихся. (Таблица 1)

Таблица 1. Карта наблюдения за деятельностью обучающегося на уроке

Аспект наблюдения Уровень проявления
1. Слушает инструкцию учителя  
2. Выделяет условие и требование задачи  
3. Изображает к задаче чертёж  
4. Производит запись решения задачи  
5. Записывает ответ задачи  
6. Утомляемость  
7. Аккуратность  
3 – проявляется 2 – слабо проявляется 1 – не проявляется.

4. Интервью с учителем.

Целью интервью являлось определение уровня сформированности умения решать задачи младшими школьниками с задержкой психического развития. Основные вопросы звучали так: «Какие трудности возникают у вас в процессе обучения и воспитания этого ребенка?», «С какими заданиями по математике у ребёнка возникают трудности при их выполнении?», «Какие трудности возникают у обучающегося при решении текстовых задач?».

Ряд диагностических исследований выявил следующие трудности у обучающихся при решении задач:

  • с трудом различают условие и вопрос задачи;
  • имеют трудности в определении математических отношений в задаче;
  • не могут изобразить чертёж (или иное средство) к задаче;
  • не всегда выполняют задачу до конца;
  • не удерживают план работы над задачей в голове;
  • начинают отвлекаться от процесса.

Существует много способов коррекции подобных нарушений при обучении детей с ЗПР, но одним из эффективных является адаптация учебных заданий, которая подразумевает упрощение инструкции к заданию, индивидуализацию стимульных материалов, дополнительную визуализацию, минимизацию двойных требований, сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности, упрощение содержания задания. Все эти способы помогают быстрее младшему школьнику с ЗПР освоить общий способ как результат решения конкретной задачи. Рассмотрим данный способ коррекции в сравнении.

1. Подготовка перед решением задачи.

Предположим, требуется решить задачу следующего содержания:

Купили: огурцов 12 кг, капусты на 4 кг меньше, чем огурцов, а лука на 7 кг больше, чем капусты. Сколько кг лука купили?

Задание для обучающегося с нормой будет выглядеть так:

Реши задачу.

Купили: огурцов 12 кг, капусты на 4 кг меньше, чем огурцов, а лука на 7 кг больше, чем капусты. Сколько кг лука купили?

Обучающийся с нормой перед решением принимается читать задачу, хотя это и не указано в инструкции.

Обучающийся с ЗПР получает карточку с задачей. В карточке обозначена подробная инструкция.

Прочитай задачу. Вспомни этапы работы над задачей. Если не помнишь, то можешь воспользоваться памяткой.

Реши задачу.

Купили: огурцов 12 кг, капусты на 4 кг меньше, чем огурцов, а лука на 7 кг больше, чем капусты. Сколько кг лука купили?

2. Выделение условия и вопроса задачи.

Обучающийся с нормой выделяет условие и вопрос задачи устно.

Для обучающегося с ЗПР перед выделением условия и вопроса задачи предлагается воспользоваться муляжами овощей или картинками для пересказа задачи (визуализация).

3. Чертёж/схема к задаче.

Обучающийся с нормой работает в тетради, определяет отношения между величинами с помощью чертежа/схемы.

Обучающийся с ЗПР получает набор отрезков (чертёж) или набор «окошечек» и стрелок. Только после данной работы он переносит чертёж/ схему в тетрадь.

4. Запись решения задачи.

Обучающийся с нормой записывает решение задачи, используя устный план в голове.

Обучающийся с ЗПР сначала проговаривает решение вслух. Учитель может подготовить заранее карточку: с «окошечками» (арифметические действия уже известны); не известны значения и арифметические действия, но известно количество действий.

5. Запись ответа задачи.

Обучающийся с нормой записывает ответ задачи, соответствующий вопросу.

Обучающийся получает карточку: текст ответа (с указанием величины), но без значений, которые необходимо было найти или текст ответа (без указания величины), но без значений, которые необходимо было найти.

6. Проверка решения задачи.

Для обучающего с ЗПР учитель может подготовить заранее несколько (уже готовых) дополнительных вариантов решения задачи. Обучающийся должен проверить решение и выбрать верный вариант.

Системная работа с включением адаптированных упражнений по формированию умения решать текстовые задачи привела к повышению учебной мотивации детей с задержкой психического развития, развитию интереса к учебному предмету и образовательному процессу в целом, развитию мышления, памяти, внимания, речи, обогащению словарного запаса.

Библиографический список

  1. Лубовский В.И. Специальная психология. Учебное пособие для студентов/ Лубовский В.И, Розанова Т.В, Солнцева Т.И. – М.: Академия, 2016. 349 с.
  2. Марковская И.Ф. Задержка психического развития/ Марковская И.Ф. – М.: Просвещение, 2014. – 163 с.
  3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин; ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Академия, 1995. – 281 с.
  4. Особенности курса математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – Психологическая наука и образование. 1996. [Том. 1, № 4].