Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, педагогическая поддержка семьи


Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д.Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П.Арнаутова).

В нашей дошкольной образовательной организации проводится планомерная работа с родителями, подчиненная единой цели: создание образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад – семья». Работа с родителями направлена на информирование о содержании работы ДО, вовлечение родителей в жизнь детей, привлечение внимания к успехам и проблемам дошкольников. При этом решаются следующие задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в жизни ДО, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Взаимодействие с родителями реализуется через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями.

  • коллективные (собрания, конференции, круглые столы и др.);
  • индивидуальные или групповые (беседы с родителями, тематические консультации);
  • наглядно-информационные (папки-передвижки, фотографии, выставки детских работ, просмотр родителями образовательной деятельности и режимных моментов и др.);
  • информационно-аналитические (проведение опросов, «почтовый ящик»);
  • досуговые (привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, акции);
  • познавательные (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, использование мультимедийных презентаций (фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов) и др.);
  • дистанционные формы работы с семьей (вкладка на сайте, электронная почта).

В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип планирования. С этой целью мы предлагаем после изучения с детьми темы в детском саду, закрепить полученные знания дома.

Ниже приводим примерный план рекомендаций для родителей по одной из тем.

Уважаемые родители!

Для закрепления с детьми темы «КОСМОС» предлагаем Вам интересный материал для совместных занятий и игр с детьми в свободное время. Мы подобрали лексический материал и задания для развития мелкой моторики. Так в доступной и интересной форме, Вы сможете закрепить знания и умения ребёнка, полученные на занятиях в детском саду. Желаем Вам успехов!

Цель:

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»
2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах.
3) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству.

Родителям рекомендуется:

1. Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

Материал для рассказа может быть следующим.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником Ю.А.Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.

2. Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

3. Рассказать ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.

4. Словарная работа.

Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.

5. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок.

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе  … (звездочёт).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

  • 1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
  • 1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
  • 1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
  • 1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

6. Упражнение "Один - много" на употребление числа существительных в родительном падеже.

  • Один космонавт - много космонавтов.
  • Одна ракета - много ракет.
  • И так далее.

8. Составить предложение из слов.

Космонавт, в, летать, космос.
Ракета, космос, летит, в.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг.

9. Определять, что лишнее и почему.

  • Солнце, луна, лампа.
  • Звезда, планета, ракета.

11. Подбирать признаки.

  • Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный…
  • Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
  • Солнце - …
  • Космос - …

11. Прочесть детям стихотворение.

Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ
C нами просится в полет.
Жмется Заинька к ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись:
- Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь.
И с Большой медведицей
В синем небе встретиться.

12. Предложите ребёнку выполнить вместе с вами пальчиковую гимнастику.

Космонавт

В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
День летит и ночь летит
(Изображают одной рукой полёт ракеты.)
И на землю вниз глядит.
(Опускают медленно руку вниз.)
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
(Загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.)
Шар земной – наш дом родной.
(Сжимают и разжимают пальцы.)*

Предложите ребёнку выложить изображение из палочек.

12. Называть противоположные по смыслу слова.

  • Далеко – близко.
  • Высоко – низко.
  • Улететь - …
  • Темно - …

13. Подбирать признаки.

  • Космонавт какой? – смелый, сильный, здоровый, умный…
  • Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
  • Солнце - …
  • Космос - …

14. Испечь с детьми «Космическое печенье»! (рецепт любой на ваше усмотрение)